Как ребенку выдержать школьную нагрузку?

Стрессовые ситуации воздействуют на психику человека одинаково, но у ребенка их последствия оставляют больше изменений в привычках, характере, целеполагании — интересе к учебе, и таким образом влияют на стиль повседневной жизни и реакции.

И если у взрослых проблематику условно называют профессиональным выгоранием — усталостью от работы частой и длительной, особенно интеллектуальной, то ребенок, не справляющийся со «школьной нагрузкой», действительно может потерять интерес к учебе, что не пойдет в перспективе на пользу ни ему, ни его социализации, ни доверительным семейным отношениям. Чтобы этого не произошло, необходима подготовка и комплекс мероприятий.

Теряя ориентацию и интерес к учебе, школьник не становится ни плохим, ни хорошим — он находит занятия компенсационные, заместительные относительно школьного интереса. Хорошо, если это будут спорт или перспективные, действительно развивающие хобби. Но вполне могут возникать и другие, деструктивные, интересы, которые вполне доступны посредством соответствующего общения очного или дистанционного (Интернет). Такая родительская «головная боль» (опасения) в заботе о своем ребенке нередка в наше турбулентное время, а сама проблематика — реальна.

Причина в том, что ребенок менее опытен и менее защищен. Он не подготовлен к таким ситуациям в силу возраста и небольшой относительно взрослого человека социализации, опыта и навыков общения с другими. Важно и желательно привить навыки к реакциям на усталость и стресс — для пользы самого школьника. Причем делать это лучше еще до поступления в школу. До 12-13 лет (типично) основным мотивом жизни и взаимодействия с другими, в том числе обучения в школе, является интерес к новому — знаниям, опыту, освоению ранее неизвестного.

Одна из главных задач для предотвращения стресса и усталости — готовность к ним, то есть превентивные меры для сохранения энергии. Одним из действенных способов сохранить силы и энергию для учебы является длительный, здоровый сон. Ему прямо способствует правильно организованный режим дня и занятий. Для этого день и вечер планируют так, чтобы лечь спать не позже 22 часов.

Все рассматриваемые вопросы индивидуальны, но по нашему опыту лучше пожертвовать ужином, чем завтраком, и после 18 часов не посещать кружки и секции дополнительного образования. Домашнее задание или сопутствующее ему обучение уместно провести с 18 до 21.30.

Телевизор и «игры в смартфоне» желательно тоже исключить. Это сложно, но вполне возможно, если не сделать привычку ранее.

Второй важный момент — не теоретизировать и не заставлять, особенно менторским тоном с привычным родителю давлением (в подростковом возрасте все это вернется вам сторицей), а положительным примером. Желательно, чтобы активно в воспитании участвовали оба родителя и не спорили между собой. 

Таким образом, важен положительный пример взрослого перед глазами ребенка. Вот один из вариантов.

Утром желателен ранний подъем (6-6.30) и пробежка легким темпом с правильным дыханием по методике «4-4-4-4» на 2-3 км; расстояние выбирают по силам и возможностям. Затем душ, завтрак и «поход» в школу.

Важно, чтобы все это делалось систематически. Подъем, умывание, активная разминка и бег с папой — таков вполне реальный вариант. Зачем? Раннее пробуждение утром дает больший заряд энергии, чем сон «вплоть до школы». И подготовленный таким образом школьник более стрессоустойчив, активен и способен на многое в решении не только физических, но и, главное, интеллектуальных задач.

Надо заметить, что в силу ряда физиологических причин взрослым бег рекомендуется вечером, перед сном, ребенку — утром. Но могут быть варианты. Главное — не время, а сама двигательная (физическая) активность. Все это наряду с правильным регулярным питанием.

Каждому организму требуется свое, и нечего ломать-перестраивать детский организм, уже привыкший к определенному укладу. И да, и нет.

  • Да — потому, что привычка является существенным фактором влияния, а в данном случае еще и удобна ребенку — можно «лениться». Но ведь привычки можно менять, и главное перспективное значение имеет позиция родителя, его прерогативы в жизни и привычки. Опять же важен пример.
  • Нет — потому, что с вашего позволения, с родительской позиции «нечего ломать» можно оправдать все, что угодно. Ребенка в возрасте младшего школьника все еще можно приучить буквально ко всему. И для этого вовсе не надо иметь семи пядей во лбу. по лицензии PxHere

С учетом условно раннего подъема и раннего отбоя — при необходимости и желании — младший школьник может поспать днем 1-1,5 часа после школы дома. Это тоже восстанавливает силы. В выходные дни обязательны культурные познавательные мероприятия, выезд на природу — если живете в мегаполисе. В целом ориентация на положительные эмоции и… удивление. Все для того, чтобы создать положительный психо-эмоциональный фон как зарядку на предстоящую неделю обучения. Для этого необходимо удивлять и радовать.

Краткие итоги. Здоровый образ жизни родителей, психологический комфортный фон в семье, спланированный и стабильно соблюдаемый режим дня, родительский пример утренних спортивных занятий без манкирования личной гигиеной, здоровый ночной сон и возможный кратковременный дневной сон, отсутствие телевизора и «занятий» со смартфоном. Контроль родителями выполнения домашних заданий и обязательно — ежедневные доверительные беседы (рассказы о себе, о своих школьных годах), разговоры о том, что волнует ребенка — в формате посильной скрытой психологической помощи.

Если все это сделать сложно в силу индивидуальных причин и возможностей, тогда уместно обратить внимание на конкретные элементы из общих рекомендаций.

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *