Школа дошкольника. Каковы сегодняшние ориентиры жизни?

Разговор с сыном шести лет за уроками.
– Мам, а зачем мы ходим в школу дошкольника?
– Чтобы тебе было легче и интереснее учиться в первом классе.
– Но у них неправильная математика, они даже умножение не делают, и считают на палочках, что тут интересного?
– Ну, ты просто в математике немного всех обогнал, молодец. Зато теперь ты можешь помогать учителю, помогать другим ребятам. А вот писать тебе надо тренироваться самому, чтобы получалось красиво.
– А зачем мне письменные буквы учить? У меня печатные нормальные.
– Письменными писать быстрее. Взрослые пишут письменными. На других предметах тебе надо будет записывать то, что говорит учитель, ничего не пропустить, для этого важно тренировать почерк.
– И в институте тоже?
– Конечно.
– То есть потом будет так интересно, что мне захочется записать все и не пропустить ничего?
– Конечно. И интересное будет, и важное, и свои мысли и идеи будут такие важные, что их очень захочется записать и ничего не пропустить…
– А учиться надо, чтобы была хорошая профессия, за которую хорошо платят, и чтобы хорошо жить, и чтобы с пользой, и чтобы мной гордились мои потомки, – выдает сын сумму идейных установок, рисуя крючки в прописи…

А я смотрю на него и уже сама не верю в прописные истины нашего детства.

Ориентиры

Я из того поколения, которое родилось еще в СССР, но взрослую жизнь начало уже в России. Поэтому у меня нет своего мнения о той стране, и этой темы я касаться не буду.

Я училась в сильной школе, закончила с медалью, бесплатно и легко поступила в вуз, и там успевала на стипендию… Типичный комплекс отличника. Все, что я делаю, я делаю с полной отдачей. А если не уверена, что смогу сделать что-то идеально, и нет времени или возможности восполнить недостаток знаний, опыта – не берусь за такое дело. Это помогало мне в карьере. В начале. Пока я не столкнулась с фразой «Таким мозгам место за границей».

Я не стремлюсь куда-то уехать. В конце концов, в школе нашего детства еще очень хорошо учили. В том числе любить Родину. То ли научили так качественно, то ли просто боюсь что-то радикально менять, но после раздумий над той злополучной фразой, после сравнения «там» и «тут», я решила, что мое место – в России, которая меня вырастила и воспитала.

Мы же должны стремиться сделать жизнь свою и своих близких лучше, правда?
Поступать по совести – это реализовывать себя, не причиняя вред другим, так?
Долги надо отдавать, а долг Родине – в развитии своих умений и талантов для ее процветания, да?

Смейтесь-смейтесь, это фраза без политического окраса, Родина – это земля предков, их честь и память о них… Итак, я решила, что, по моим ориентирам о Чести, Совести и Долге, – правильно остаться здесь.

На этом решении закончилась парадоксально и моя карьера в классическом понимании. Человек, которым можно заменить целый отдел, невыгоден компаниям. «Мы очень хотим, чтобы проект делала именно ты. Но в штат – нет, в штате нет единицы под тебя». Да бог с вами, уже перестала расстраиваться. Работа есть, как специалиста ценят. Социалки нет? Но я и не стремлюсь на больничные, а на пенсию, которую никогда не получу, все равно капает. Я прекрасно понимаю, что это не мне на пенсию, а на оплату нынешним старикам. А (не)здоровый оптимизм предательски твердит: не за чертой бедности же живем.

За чертой – это когда голодают. На грани – справедливое определение для жизни семьи из одного взрослого и одного ребенка в начале XXI века. Ныть нет ни времени, ни смысла, нытье ничего не меняет.

Примерка ориентиров

Иногда перелистаешь в голове все «правильные» идеи и приходишь в ужас – похоже на юродство. Получается, жить по ориентирам – это быть юродивым? Но позвольте, если жизнь по законам совести – безумство, то разумным будет жить бессовестно? Лицемерие получается.

Школа Дошкольника

После второго занятия в школе дошкольника мне звонок на сотовый. Не представившись:
– Мы собираем по 300 рублей на ксерокс в школу, принесите в среду.
Я:
– А с кем я говорю?
– Это из школы. У вас ведь Саша ходит в ШД?
– Да, но с кем я говорю?
– Какая разница? Я училась в этой школе, теперь родительница из вашего класса, родительский комитет представляю. Вы деньги сдавать будете?
– Нет!
Пауза.
– Надо!
– Кому?
– Школе. Вы понимаете, что через год вам в первый класс?
– Конечно.
– Ну вот, привыкайте, уже начинается, привыкайте. 300 рублей принесите.
– Нет,– настаиваю я.
– Почему?
– Я не знаю, будем ли мы учиться и дальше именно здесь. Это первое. 300 рублей – это 150 листов распечатки в соседнем ларьке, и я не знаю, что в таком количестве печатать за учебный год дошколенка, если мы сдали на учебники тысячу сверх основной квитанции. Это второе. Триста рублей с 30 человек это 9 тысяч, а ксерокс стоит от 2,5 до 5. Это третье. И четвертое – вы так и не представились, с какой стати я буду обсуждать финансы с анонимом?
Пауза. Настроение препоганое, решаю дожать собеседницу:
– Не говорите никому, что вы учились в этой школе – это не делает ей чести.
После паузы:
– Почему?
– Вы не знаете даже этики общения по телефону.

Не то чтобы меня жаба задавила за эти 300 рублей. Точки над i хотелось сразу расставить. Ведь уже доподлинно известно, что условно бесплатное образование в этой дворовой школе на первоклашку обходится в 8000. И отмазки, что это для блага детей, – такое же лицемерие, как ориентиры морали в современном обществе. Ведь даже если сдать 3000 в месяц на английский для ребенка, все равно ни один гениальный учитель не научит иностранному 35 человек без деления на группы за два урока в неделю. Разве что методом гипноза. Это все галочки. Это все лицемерие.

Это как в садике – после сбора родительских кровных на ремонт аналогичная сумма списывается с официального счета садика, акты подозрительно не нужны, а у завсадиком появляется новенький внедорожник.

Все просто. Не бубните, не завидую я тем, кто научился барахтаться в этой лицемерной реальности и жить лучше большинства. Не завидую. Мне противно. Точнее, с каждым днем я все глубже в шоке и дезориентации – те ли ценности надо транслировать своим детям?

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *