Но сколько можно водить меня за ручку? Ты ведь не сможешь оберегать меня вечно…
«Родители знают лучше» – так исторически считается. Желая блага своему ребенку, родители старательно учат детей что плохо, а что хорошо. Говорят, как надо жить, а как не надо. Но стоит посмотреть на жизнь – увидим парадокс. Дети, взрослея, проходят через тот период, в котором начинают бунтовать против родителей, общества и набивать собственные шишки. Сейчас этот период приходиться на среднюю школу, примерно на 13+ лет.
Почему?
Дети начинают думать – и не понимают то, что им вбивали в голову с детства. Они не понимают что плохо, а что хорошо. Все это «учение» лежит в их голове мертвой информацией. И они начинают пробовать жить сами. Делают ошибки, испытывают разочарования. Познавая жизнь. Голая информация становиться собственным переживанием – появляется осмысление. Вспомните, когда у вас появилась впервые мысли о том, что родители желали добра, и старались сделать вас лучше? Думаю не раньше 20 лет. Кто-то приходит к этому вообще к 30, 40 годам или даже не приходит совсем.
Будем считать пришло это осознание – «родители желали добра, они знали наперед, что может произойти, и старались помочь, оградить». Печально то, что, набив шишки в период бунта, многие так и не учатся думать своей головой: «О, как были правы родители! Мне не следовало выходить за тебя замуж!» и дальше человек начинает слепо следовать «учению» родителей, ничего не осмысляя. И передает в итоге эту «мудрость» своим детям, в той же самой форме, какой это пришло к нему.
Вдумайтесь, теперь, как передается эта житейская мудрость от поколения к поколению и что она собой представляет – мертвый груз информации, кусочек осмысленного личного переживания родителя. И все это снова мертвым грузом пихают в голову детям! И снова 13 лет пустого запихивания информации в детей, снова их бунт и попытка осмыслить, и снова горький опыт и слепое принятие мертвого груза «мудрости».
Вам не жалко своих детей? Каждый родитель желает, чтоб его ребенок был счастлив. Но воспитывает свое подобие в большинстве случаев. Зачем терять столько времени на бесполезное занятие – набивание детей мертвой информацией? Зачем заставлять их переживать горький опыт, бунтовать, бросаясь во все тяжкие?
Дайте своему ребенку свободу познавать мир с рождения. Не учите его пустой, мертвой для него информации. Не считайте его глупым, потому что он маленький. Наоборот – ребенок гений, просто потому что никто еще не убил в нем желание и способность размышлять. Никто не отнял его самостоятельность и его выбор. Не ждите от него вопросов – задавайте ему вопросы сами! Серьезные вопросы – об устройстве мира, природе, звездах. И не беспокойте его, позвольте ему размышлять, смотреть на мир и искать ответы в нем, на себя и искать ответы в себе. Когда он ответит – примите его ответ, таким, какой он есть. Не считайте, что ваш ответ правильный. Это далеко не всегда так и жизнь вам сто раз это показала уже.
Чтобы думать, размышлять и находить ответы на важные жизненные вопросы, не нужна наука. Вспомните что важно для вас – ваши сокровенные вопросы. Помогли вам в их решении химия, физика или алгебра? Поэтому, просто дайте вашему ребенку свободу делать ошибки и учиться, познавать мир. Ваша святая задача как родителя – помочь ребенку найти свое счастье. Высшая добродетель родителя – не оградить ребенка от всех бед, а позволить ему познавать мир, через самого себя, при этом сократив ущерб для него от его же ошибок. Родители сильные – они могут это. Но предпочитают ругать детей, бить и слепо навязывать свое «мертвое» хорошо и плохо.
Дайте ребенку свободу, отбросьте свое «я умнее, я опытнее» и он станет Человеком. Чем больше вы сможете сделать для его свободы – тем быстрее он им станет.
Размышляя над каждым вопросом, я всегда сам себе задаю вопросы и выявляю противоречия. Так было и сейчас. Я подумал – «Как дать ребенку свободу? Ведь его ошибки могут иметь непоправимый характер – он может упасть с балкона, уронить на себя кастрюлю с кипятком или схватить утюг». Размышляя над этим, я пришел к выводу, что 99% «непоправимых» ошибок могут случиться лишь с участием продуктов деятельности человека, рукотворных механизмов и прочего. Стоит задуматься. Помните о главном – «свободе ребенка» и сможете найти наиболее подходящий способ вырастить счастливое, благодарное дитя в любых условиях.
В заключении, хотелось бы написать опыт из жизни человека, который очень хорошо описывает суть:
Еще у нас была традиция совершать долгие прогулки по утрам – а иногда и ночью, если на небе была луна. Но я никогда не позволял ему держать меня за руку. Он говорил: ''Почему? Ты можешь упасть, споткнуться о камень или еще что''.
''Все равно не надо, – отвечал я. – Насмерть я не убьюсь, зато смогу научиться падать. Я научусь быть внимательным и запомню, где лежат коварные камни. Но сколько можно водить меня за ручку? Ты ведь не сможешь оберегать меня вечно. Если можешь это пообещать, тогда я соглашусь, конечно''.
Но он был человек честный и потому говорил: ''Этого я обещать не могу. Я даже насчет завтрашнего дня ничего не могу обещать. Ясно только одно: я умру, а ты будешь жить еще очень долго, так что я действительно не смогу вечно водить тебя за руку''.
''Тогда лучше я прямо сейчас начну учиться самостоятельности, – сказал я. – Когда-нибудь тебя уже рядом не будет, а я не хочу оставаться беспомощным. В общем, не нужно держать меня за руку. Упаду так упаду. Встану и отряхнусь. А ты не помогай, просто стой и смотри. В этом больше сострадания, чем в желании держать за руку''.
И он все прекрасно понял. Он сказал: ''Ты прав. Когда-нибудь меня действительно не будет рядом''.
Пару раз упасть, ушибиться и самому подняться – это очень полезно. Даже заблудиться разок можно. Вреда от этого не будет. Если понял, что сбился с пути, вернись назад. Только так, на своих ошибках, и учатся жизни.
Отцу я часто говорил: ''Не нужно мне ничего советовать, даже если я сам вдруг совета спрошу. Ты мне сразу скажи, честно и откровенно: ''Разбирайся сам''. Не нужно давать мне советов''. Если в любую минуту без малейшего труда можешь воспользоваться чужим советом, тебе и в голову не придет самому искать свой путь.