Кому и зачем нужен детский сад?

Вопрос этот не сходит со страниц журналов и сайтов для родителей – а значит, тема эта спорная, и единого мнения до сих пор нет, несмотря на то, что сами сады существуют в нашей стране давным-давно. Конечно же, не осталась в стороне от дискуссий и я – и как психолог, и как мама, и как бывшая воспитанница детсада.

Итак, мое мнение таково: сады – вынужденная необходимость для ребенка, и если есть возможность ее избежать – лучше избежать. Но если сад все же неотвратим в силу сложившихся у вас обстоятельств, нужно попытаться свести все недочеты к минимуму и попробовать извлечь из этих обстоятельств максимум пользы.

Традиционно считается, что в саду ребенок получает представление о распределении ролей в коллективе и учится:
– коммуникации и взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми,
– самостоятельности,
– дисциплине.

То есть, по сути, сад – это первая социальная модель, в которую ребенок оказывается вовлечен, и это способствует его последующей адаптации в школе и умению общаться с людьми.

Однако давайте подумаем: ведь если честно, то все эти навыки ребенок может получить и вне детсада. Навыки № 1 и 4 идеально развиваются в школах раннего развития. Там вообще на начальном этапе именно на этом и делается акцент: ребенок социализируется, причем мягкими способами, а не добровольно-принудительно, по принципу «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Навыки же 2 и 3 – самостоятельность и дисциплина – это те вещи, которым вы, дорогие родители, вполне можете научить ребенка и сами, не кивая на садик.

О самостоятельности: конечно, дома возятся и опекают больше, но это – от большой (и слепой!) любви и недальновидности. Ребенок рано или поздно должен будет стать самостоятельным – так не лучше ли научить его самостоятельности, дав дома больше свободы и простора для инициативы, чем надеяться на сад?

Часто наблюдаю такую картину: в саду ребенок делает все сам: одевается, ест, даже кроватку застилает, а дома – все как «обрубает»… А зачем – «добрая» мама и так все сделает. А ведь мама могла бы подумать не о порядке в доме, а о порядке в голове малыша. Это сродни тому, как ребенок, не говорящий в семье, быстро заговаривает в саду: дома-то все ловят «с губ», а в саду хочешь жить – умей вертеться. Однако и дома родителям вполне ведь посильно простимулировать ребенка говорить, а не бежать к нему с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам».

Теперь о дисциплине. У кого в семье с этим проблемы – как правило, и в саду тоже. Облегчение для мамы состоит в том, что большую часть дня ребенок мотает нервы не ей – поэтому, конечно, поступление в садик она отмечает как серьезный прогресс в поведении. Да и ребенок за день растрачивает большую часть «запала» на других детей и воспитателей (сравните, для примера, сколько слов в минуту вы выдаете вернувшемуся вечером мужу, просидев весь день дома с дитем – и сколько, возвратившись вымотанная с работы, где весь день «вербально общались с клиентами»).

Но на самом деле проблемы как были, так никуда и не делись: просто попробуйте забрать дите из сада дней на 10 – что будет? Правильно, все вернется на круги своя. Кроме того, часто мамы говорят, что вот «в саду на него не жалуются, а дома – просто кошмар». Да просто в саду на него почти не обращают внимания – ну разве что вытворит совсем уж нечто эдакое. А вот мама эмоционально реагирует на ребенка всегда! Кстати, дети, безобразничающие в саду, как правило делают это от отчаяния, когда и дома внимания не дождешься: ну, чтоб хоть кто-то заметил. Это такой крик о помощи: «Я – есть!!! Не любите меня за хорошее, так обратите внимание хоть за плохое!»

Меня вообще умиляет, как некоторые мамы надеются на сад, как на армию: вот пройдет в сад – там его исправят. Ну-ну…

Еще момент: детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь с того возраста, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Детсад ребятишки начинают с интересом посещать лишь тогда, когда они начинают играть «вместе, а не рядом». Когда же это происходит?

Психологическая зрелость ребенка для поступления в сад у девочек наступает примерно в 3,5-4 года, у мальчиков – в 4-4,5 года. Эмоциональное удовольствие от дружбы и общения ребенок начинает получать только лет с 4-5. А многие ли имеют возможность и желание 4 года сидеть с ребенком дома? Вот и волокут его, бедолагу, в садик, как только маме нужно на работу выходить – то есть лет с 1,5-2, а некоторых и раньше. Единицы адаптируются к такой ситуации, но большинство – страдают…

Отдельно хотелось бы сказать о здоровье. Увы, дети в садах болеют. Некоторые из соплей и бронхитов не вылезают бесконечно, и этот пресловутый «адаптационный период» длится у них годами: увы, далеко не все детишки ограничиваются «законными» несколькими месяцами болячек… Отчего же это происходит? Да оттого, что родителям нужно на работу, и они хоть тушкой, хоть чучелом, но ведут дите в садик… С соплями… С кашлем… С желудочными расстройствами… А иммунитет-то слабенький еще…

Многие ратуют за «развитие» иммунитета, указывая это как плюс садиков, но совершенно упускают из вида тот факт, что иммунная система ребенка вступает в силу, так сказать, годам к 6-7, а то, что происходит ранее – просто издевательство над детскими организмами (примерно как учить сидеть в 4 месяца). Да, очень редко встречаются такие уникумы, но в большинстве случаев – в подавляющем большинстве – это непосильная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Точно так же, как и «иммунизация коллективом» для малышей до 6 лет.

Утверждение «мы всеми садовскими болезнями переболели, организм значительно окреп, а домашние то и дело болеют, следовательно – занятия пропускают, что не есть хорошо в первом классе» – чрезвычайно спорно. Да, нехорошо, что дети отвлекаются от учебы, но это – упущение их родителей: за год до школы следовало бы поводить ребенка в школу раннего развития и занять его спортом – так иммунитет укрепляется гораздо лучше, нежели «переболением» в нежном возрасте.

Обманчивое это благополучие, просто нам так хочется верить, что мы сделали правильный выбор. «Развивалка» лучше в том плане, что нет такой нагрузки на иммунную систему, как в саду, поскольку ребенок больше подготавливается к режиму школы (ведь в школе дети именно занимаются вместе, а не живут – то есть не едят, не спят и не гуляют).

И последнее: детсад – такая среда, где встречаются и очень тесно общаются дети «из самых разных слоев общества». То есть из сада несут многое: привычки, словечки, а главное – мировоззрение. И если годам к 7, когда ребенок идет в школу, он уже успеет впитать вашу семейную систему ценностей, то малыш 2-3 лет, поступающий в сад и проводящий там почти все свое время, напитывается ценностями, взглядами и приемами общения тех, кто составляет его непосредственное окружение. В том числе – и детей из неблагополучных (в первую очередь – морально и психологически) семей, и (если не повезет) малокультурных и малоразвитых воспитателей…

Боже упаси, я не хочу оскорбить воспитателей «как класс». Как и в любой профессии, среди них есть и прекрасные люди, любящие детей, и высокопрофессиональные специалисты. И их очень и очень немало. Но! Специфика нашей страны состоит в том, что такое важное дело, как воспитание детей, оплачивается просто неприличными деньгами, что исключает возможность конкурсного отбора достойнейших и лучших, и привлекает в профессию буквально «кого Бог пошлет». А посылает он, увы, зачастую совсем кого попало…
Словом, из всего этого и формируется среда, которая воспитывает наших детей.

Так надо ли вести ребенка в садик? Какого ребенка – можно, а какого – категорически нет? И чем же детсад заменить?

Итак, кому же в действительности нужен и кому не нужен сад?

Для начала – о детях. Больше всех везет, конечно, деткам-сангвиникам: они быстро адаптируются в коллективе и ко взрослым, легки в общении и «на подъем», веселы, большую часть времени в хорошем настроении – им сад как раз показан, что называется.

Более или менее справляются с садом детишки с флегматическим темпераментом. Как и у сангвиников, у них сильная нервная система, она легко выдерживает адаптационные нагрузки – плюс ко всему они более спокойны, покладисты и усидчивы, а значит – еще более любимы воспитателями, чем непоседы-сангвиники. Единственный минус флегматиков – они могут прослыть «тюфяками» и «тормозами», но это лишь в том случае, если воспитательница попалась молодая, заводная и мало знающая о детской психологии.

А если воспитательница – «дама в возрасте» или просто схожая по темпераменту с ребенком, в таком случае флегматик будет ее любимчиком. При том, что она совсем не обязательно будет сведуща в психологии, просто такие дети – самые «удобные» и с ними легче всего в группе. Увы, не у всех воспитателей хватает энергии, здоровья и задора, а главное – стимулов развивать детей во время их пребывания в саду, а не просто осуществлять функции камеры хранения.

Непросто приходится меланхоликам. У этих деток слабенькая нервная система, она плохо справляется с нагрузками в виде необходимости адаптироваться в среде детей и к требованиям чужих взрослых, они часто плачут, редко когда могут поделиться со взрослыми своими проблемами. Это те дети, о которых говорят в первую очередь как о «несадовских».

А еще есть дети с физическими дефектами… Это вообще отдельная песня: мало кто из родителей «особых» детей рискнет отдать ребенка в обычный детсад: ребенка жалко! И более того, за него элементарно страшно… Это должен быть прекрасный воспитатель, высокопрофессиональный и искренне любящий детей. А еще – небольшой детский коллектив, чтобы пребывание в нем дало столь необходимый особым деткам социализирующий эффект, а не обратный – психотравмирующий…

Проблемны в саду и детки-холерики, но особенно катастрофично пребывание в группе детей с гиперактивностью (с СДВГ, если шире) – это наказание божье и для других детей, и особенно для воспитателей. Гиперактивные конфликтны, импульсивны, горячи, часто дерутся, порой вообще неконтролируемо и немотивированно агрессивны; все теряют (и теряются сами), забывают и путают, они ни на чем не способны сконцентрироваться дольше нескольких минут, у них нет устойчивых интересов, они не способны целенаправленно чего-либо достигать.

Этих детей в случае болезни воспитательницы «просят подержать дома подольше, чтоб вылечился как следует». И именно о них говорят другие дети из группы, что «он вечно дерется, я с ним дружить не буду…». Гиперактивные легко могут подружиться – и столь же легко «раздружиться», к личным контактам они тянутся, но это для них, в принципе, не большая ценность, чем конфеты.

Да, сад нужен им, на первый взгляд, для социализации, но этих деток в саду так не любят, что вместо социализации получается, увы, именно, колония строгого режима – человеческий фактор срабатывает. А что делать? Воспитатели, во-первых, тоже живые люди с нервами, и, во-вторых, смирительная рубашка (в прямом и переносном смысле) – порой единственный способ сдать такого ребенка родителям вечером на руки живого, без особых повреждений: ведь за ним одним нужен глаз да глаз, а если детей в группе 20? А если 30? Словом, для гиперактивных 2 выхода: частные «группы развития» или частные же сады с небольшими группами. Увы, это выдержит не всякий бюджет – процент детей с гиперактивностью и просто детей-холериков значительно превышает процент родителей, могущих себе позволить особый режим для такого ребенка.

Еще более фатально для ребенка пребывание в детсаду в случае наличия другого нарушения развития психики – раннего детского аутизма (РДА). Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать – как раз на детсадовскую эпоху и приходится самый пик… Проявляется он главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен – здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми, и со сверстниками. Он всегда ведет себя так, словно он – один в этом мире.

Самые обычные явления – попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове – вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза. Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками – все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой. Как вы понимаете, пребывание в детсаду для такого ребенка – просто кошмар.

Как видим, реально есть дети, для которых детсАД – именно АД… Есть дети, которым в саду, даже самом замечательном, плохо…

Однако не будем забывать, что есть и такие дети, которым в саду очень хорошо. Лучше всего в этом отношении, бесспорно, уже упомянутым выше сангвиникам и флегматикам с хорошим состоянием здоровья, ну и еще на пользу детям-эгоистам, которых дома слишком испортили и поэтому чрезмерное пребывание их в семье только ухудшит дело.

А теперь подумаем, каков процент детей, которым в саду будет хорошо и полезно, и каков процент тех, кому там будет не просто некомфортно, но и просто катастрофично. Ну как минимум 50х50 (хотя я не была бы столь оптимистична: по самому строгому счету, скорее – 40х60). А в сад волокут почти 80%…

Именно поэтому, тщательно все обдумав, принимайте решение, насколько сад будет нужен ребенку. Смотрите на него внимательно, тщательно взвесьте все «за» и «против», решая вопрос о целесообразности детсада. Решите, что будет меньшим из зол, что перевесит на чаше весов: нехватка денег или психологическая травма у вашего ребенка; необходимость социализации или боязнь мамы оторвать ребенка от своей юбки… Все по ситуации…

Поэтому мой совет – записаться в садик (притом как можно раньше – во многих регионах проблемы с местами в саду), а там видно будет: надо вам это или нет.

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *