Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе

Традиционно набор первоклассников в школу начинается уже весной. Готов ли ребенок к обучению или ему лучше годик подождать? На что обратить внимание при выборе учебного заведения? Что важно для собеседования?

Порой в первый класс отправляют ребенка, который уже многое умеет. Ему подбирают «соответствующую» школу, но вот парадокс: интерес к учебе постепенно пропадает, а нагрузки оказываются слишком большими. Почему так происходит? «Беда в том, что многие родители ориентируются на формирование учебных навыков, а не на развитие мышления, — отмечает Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Гораздо важнее не научить писать и считать, а на доступном материале объяснять суть происходящих вокруг нас событий и причинно-следственные связи (лед растаял потому, что:). Хорошо развит тот ребенок, родители которого отвечают на все его «почему».

«В последнее время при выборе учебного заведения далеко не последнюю роль играют родительские амбиции, — рассказывает психолог Елена Закатова. — Однако, чтобы ребенку было комфортно учиться, исходить нужно не только из соображений престижа, а прежде всего из интереса и склонностей сына или дочери. Очень важно отделять возможности ребенка от своих собственных ожиданий».

К школе готов?

Готовность к школе определяется суммой факторов. Это прежде всего мотивация (желание учиться) и способность к определенным действиям (выполнять задание по образцу, определенное время сидеть на одном месте). Зрелость мышления подтверждает счет в пределах 5–10 и умение выстраивать причинно-следственные отношения — например, воспроизводить последовательность событий по картинкам, которые предварительно перемешиваются. Не менее важно развитие мелкой моторики и восприятия. Когда ребенок копирует какие-то фигуры, требуется не только четкость линий, но и соотношение частей. Например, круг и квадрат касаются друг друга. Соответственно, и срисовать их нужно так, чтобы они не пересекались и не расходились.

Некоторые родители стремятся как можно раньше отправить в школу физически крупного ребенка, особенно девочку, полагая, что среди младших по возрасту, но близких по росту детей, она будет чувствовать себя комфортнее. На самом деле так бывает далеко не всегда. «Порой физическое созревание бывает ускоренное, а интеллектуальное — замедленное, — отмечает Татьяна Авдулова. — И после первого класса при наличии такой особенности девочке будет только хуже. Разумнее ориентироваться на сформированную готовность к школе. И постарайтесь задать установку: «Ты такая красивая, высокая».

Все дети развиваются по-разному, и нет смысла торопить события. Но иногда, если нет возможности заниматься с ребенком дома, ему, даже не подготовленному к школе, полезнее пойти в первый класс.

Выбираем

Сегодня родители оказываются перед непростым выбором: школы стали различаться и по программам обучения, и по форме собственности (государственные, частные). Частные не всякому по карману, но расстраиваться не стоит — нет никаких гарантий, что такое обучение даст лучшее образование. Государственная система предлагает различные виды учреждений. Среди них:

  •  общеобразовательные школы;
  •  гимназии и лицеи (как правило, обучение в них рассчитано на среднюю и старшую школу, но некоторые гимназии принимают и первоклассников);
  •  школы с углубленным изучением предмета;
  •  центры образования;
  •  общеобразовательные школы с лицейскими, гимназическими классами и классами с расширенным изучением отдельных предметов.

О программе обучения можно подробно поговорить с учителем, набирающим класс, или с завучем школы, посмотреть учебники.

Наиболее подходящий вариант всегда индивидуален. Но все же существуют некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание.

«Лучше всего сохраняет познавательную активность система обучения в начальной школе без оценок, — считает Татьяна Авдулова. — Когда обратная связь выражается в виде обсуждения: «Это получилось, а это не очень».

Хорошо, если в школе приветствуются дискуссии и диспуты, которые учат размышлять и думать.

В «непростых» школах и классах нагрузки повышенные (за счет дополнительных предметов и часов), сюда желательно отдавать детей, которым свойственна не только разносторонняя познавательная активность, но и готовность самостоятельно работать.

«Если ребенок эмоционально сдержан, но при этом к моменту поступления в школу у него уже сформировались предпочтения, скажем, к логике, тогда больше подойдет обучение, направленное не на углубленное изучение предметов вообще, как в гимназии, а одного конкретного направления, например математики», — советует Елена Закатова.

В целом специализированные школы с углубленным изучением какого-то предмета — это всегда произвольный выбор родителей. К 6–7 годам редко можно выявить определенные способности в одной области знаний. «Одаренность, как правило, проявляется во многом, — отмечает Татьяна Авдулова. — На что делать ставку — это индивидуальное решение».

Если ребенок гиперактивный и неусидчивый, лучше не выбирать обучение с повышенной нагрузкой и по возможности ориентироваться на малочисленные классы.

О внутренних правилах лучше поговорить заранее. Елена Закатова говорит: «К сожалению, в последнее время в школах с небольшим количеством учеников в классе усилилась тенденция гиперопеки педагогов. Это и ограничение двигательной активности, когда на переменах порой приходится оставаться в классе, и отчеты родителям о малейших провинностях сына или дочери, которые лишают ребенка личного пространства и не способствуют обучению».

Подготовка

Она проводится и в школах, и в различных центрах. Некоторые престижные учебные заведения предпочитают принимать детей после собственных предварительных занятий (за год-два до поступления). «Как ни парадоксально, но в школах, где акцент сделан на высоком качестве образования, предварительная подготовка именно в этих учебных заведениях не столь обязательна», — отмечает Елена Закатова.

Собеседование

В целом это мероприятие направлено на то, чтобы оценить личность ребенка, его желание учиться и умение адекватно себя вести. В то же время родители сами порой концентрируются на знаниях, забывая об элементарных вещах (поздороваться с учителем).

Детей нужно настраивать не на экзамен, а на сотрудничество: «Давай попробуем, посмотрим, что тебе больше понравится!» «Родителям не стоит опасаться, что благоприятное мнение специалистов о нем складывается, только если он способен выполнить то или иное задание,- напоминает Елена Закатова. — Это важно объяснить сыну или дочери. И если даже они с чем-то не справятся, от реакции взрослых зависит, воспримут ли дети это как катастрофу или как проходящее событие».

Практика

  • Пройдитесь по школе, обратите внимание на столовую, туалеты, раздевалку. Важно, чтобы учебные комнаты начальной школы располагались отдельно от классов для старших.
  • Поинтересуйтесь впечатлениями родителей и учеников. Посмотрите информацию в интернете.
  • Узнайте, сколько детей набирают в один класс. Если более 25, то эффективность обучения снизится.
  • Внешний антураж и уровень образования не всегда взаимосвязаны. Обратите внимание на детали: например, для кого предназначен зимний сад — для детей или для демонстрации взрослым, как ученики ведут себя на перемене.
  • Полезно выяснить, когда создана школа, обратить внимание на преподавательский состав. Углубленное изучение предмета предполагает наличие специалиста, знающего его на соответствующем уровне.
  • Расположение школы недалеко от дома позволит избежать лишних нагрузок, связанных с поездками в транспорте.
  • Гораздо важнее ориентироваться не на школу, а на конкретного учителя. Кому-то легче общаться с молодыми женщинами, кому-то с пожилыми. Одним детям подходит строгий педагог, другим — мягкий и т. д.
  • Преподносите ребенку позитивный образ школы («это интересно, к тебе будут относиться как к взрослому»).
  • «Посмотрите на себя, — советует Елена Закатова. — Когда ребенка окружают люди, которые интересуются сведениями из разных областей, стремятся что-то узнать и увидеть, желание учиться появляется само собой».

 

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *