Что-то изменилось в современном мире. У детей нет уважения к старшим. Раньше, вспоминаю, любой взрослый, совсем незнакомый прохожий, мог сделать замечание ребенку, и тот слышал, принимал и старался больше так не делать. Что мы видим сейчас? Дети неуважительно относятся к родителям, школьники могут унизить учителя и даже снять это на видео. Где произошел сбой? Что не так с подрастающим поколением, если его воспитывает зрелое и осознанное общество?
Сразу обозначу несколько пунктов, которые повлияли на формирование такой ситуации.
Первое и самое важное — недостаточное количество времени, проведенное с детьми. Родители заняты на нескольких работах, их основная задача превратилась в необходимость выжить и прокормить семью. Их можно понять. Но из-за этого дети предоставлены сами себе или смартфонам, телевизорам, гаджетам и еще хуже (да, именно хуже, а не лучше) — умной колонке, которая разговаривает с ребенком и дает ответы совсем не те, которые дали бы родители.
Второе — это детские мультфильмы. Ушли в прошлое те мультфильмы, которые воспевали и тем самым формировали все самые лучшие человеческие качества. Приведу лишь некоторые: взаимовыручка «Палочка-выручалочка», доброта и желание сделать что-то приятное для другого «Просто так!», добросовестное отношение к труду и своим обязанностям «Так сойдет», любовь к окружающим, желание помогать и делиться «Мешок яблок».
Такой список велик, его можно продолжать очень долго. Но, думаю, суть ясна. Эти мультфильмы существуют, но их все реже транслируют по телевидению. Поэтому необходимо находить их и показывать своим детям вместо Черепашек-ниндзя, Губки Боба или Миньонов.
Важно! Кто воспитывает ребенка, на того он и будет похож. Поэтому сомнительна помощь в воспитании, которая исходит от современных гаджетов. Каждый хочет, чтобы ребенок в будущем стал опорой для пожилых родителей, но все действия родителей в настоящем приводят к обратному результату.
Третье — дисциплина. Это не значит, что ребенок должен ходить по струнке и беспрекословно выполнять задания взрослых. Это значит, что у ребенка есть режим (например, ложимся спать в 9 всегда, при любых обстоятельствах), рамки и традиции семьи (у нас в семье так не делают или, наоборот, делают именно так) и четкое понимание того, что каждое действие ведет к результату (добрые действия — к позитивному результату, скверные — к негативному).
Все это можно обобщить и подвести под одну причину — несформированность морально-нравственной базы ребенка. (Хотя этот вопрос открыт и для многих взрослых, но сейчас не об этом.) Без этого аспекта в воспитании подрастающего поколения мы на выходе можем получить отсутствие совести и ответственности, искажение духовных ценностей и в результате разрушение социальных связей. В мире, где каждый руководствуется лишь собственной выгодой, сеется хаос, и каждому по отдельности выжить гораздо сложнее. Общество без морали — как дом из песка, который легко разрушить внешними силами.
Как же формировать морально-нравственную базу ребенка?
Морально-нравственное воспитание ребенка — это не просто набор правил и запретов, это создание внутренней культуры, внутреннего стержня. И это ответственность каждого из нас.
Так хочется, чтобы наш ребенок вырос достойным, ответственным, честным, так хочется гордиться им. И очень важно, чтобы его окружали такие же достойные люди, с такими же моральными ценностями. Значит, нам всем необходимо обратить внимание на то, какое поколение мы взращиваем и какую старость себе готовим.