Детское «Хочу!» И как с ним бороться

Все мы когда-то были маленькими. И всем нам хотелось – невыносимо хотелось, здесь и сейчас, немедленно – конфет (кукол, оловянных солдатиков, яблок, сказку вслух). О чем мы немедленно сообщали родителям, требуя предоставить желаемое.  С этой точки зрения позиция ребенка ясна. А как же быть бедным родителям чада, аппетиты которого иногда превосходят рамки терпимого, а то и законного (например, автор статьи в детстве требовала от мамы отобрать у Катьки такое же платье, как у нее).  На тысячу «хочу» даже у самых терпеливых и самых добрых родителей не всегда найдется ответ.  Так нужно ли что-то запрещать ребенку или нет? За советом мы обратились к детскому психологу Алине Зильперт.

Слово «нельзя» малыш начинает понимать довольно рано.  Нельзя трогать чашку  – горячо. Нельзя тянуть кота за усы – укусит. Однако не следует злоупотреблять этим словом, как утверждают психологи, это может привести к тому, что дите вообще перестанет его воспринимать. Лучше предупредить о последствиях, дать ошибиться, но, естественно, только под вашим чутким контролем.  Если же запретов не избежать – обязательно объясните – почему. Например, нельзя прикасаться к розетке, в ней электричество, которое опасно. «Почему опасно» – он спросит обязательно, но чуть позже, вдаваться в физические теории ни к чему.

Когда вы что-то запрещаете своему малышу, постарайтесь также переключить его внимание на другой объект, действие, увлечь игрой. Это поможет избежать концентрации внимания на запрещенном объекте, ведь, как известно, запретный плод сладок.  Если не мотивировать свои запреты, не утруждать себя объяснениями – почему именно нельзя– ждите беды.

– Можно я пойду на день рождения к Светке?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому.

Знакомый диалог? Рано или поздно любопытство возьмет верх над страхом огорчить родителей, сделать что-то запрещенное, быть наказанным, у вашего ребенка появятся от вас секреты, доверию конец. И дома сын будет примерным, тихим  ребенком, но компенсирует это плохим поведением  в школе, в компании сверстников, его трудно будет образумить учителям, ведь он привык, что единственный аргумент – это наказание. Или же вы вырастите осторожного и трусливого ребенка, мир вокруг которого полон неизвестных опасностей.  В будущем это не сыграет ему на руку, уж поверьте.

Но и перегибать палку с «можно» тоже не следует.  Нередко встречается такой принцип воспитания: «ничего страшного, триста раз упадет, на триста первый – поймет». В общем, эта позиция ничем не лучше первой и объясняется она, скорее, не  стремлением вырастить ребенка самостоятельным и смелым (хотя в таких семьях дети обычно и правда взрослеют быстрее), а нежеланием уделять время воспитанию, безответственностью родителей. Это совершенно ненужный и неоправданный риск для ребенка. И сами взрослые не всегда в состоянии справиться со своими проблемами, что же говорить о ребенке, который предоставлен сам себе? Взаимное доверие, общение и честность  – вот основные принципы, которые помогут вам в воспитании гармоничной, целостной личности.

Многие родители, следуя своему долгу, опекают свое чадо как могут от всевозможных опасностей, даже если те опасностями не являются. Все-таки дайте малышу немного свободы. Если вы видите, что последствия предпринимаемых подвигов не критичны – пусть делает. Пусть учится кататься на велосипеде, пусть строит шалаши, лазает по деревьям, вышивает.

Исследовательский интерес позволяет ребенку узнать мир, а вы можете этому помешать. Дайте ему самому одеваться, завязывать шнурки, объясните, как правильно и не мешайте. Привыкая жить по чьей-то указке под постоянным бдительным контролем ребенок и во взрослой жизни окажется неспособным к принятию собственных решений, это сделает его бессильным перед возникающими жизненными трудностями.

Ну и пожалуй еще один совет – устанавливая правила для ребенка, вы должны сами соблюдать их неукоснительно.

Юлия Пилипчатина

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *