«Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно». Козьма Прутков.
О своём младенчестве и раннем детстве мы много знаем, но мало помним. Ребёнок живёт, не ощущая ценности своего возраста, его влечёт взрослая жизнь, точно так же, как нас завораживает детство. Поэтому, являясь людьми дальновидными, мы запасаем для своих малышей «подарки памяти» в будущее. И это ответственная задача, потому что от того, как мы её выполним, в дальнейшем будет зависеть формирование у выросшего ребёнка образа его детства.
Итак, пока малыш ещё совсем маленький, советую вам завести дневник, чем чаще будут там появляться новые записи, тем лучше. Пишите сюда всё: вес, рост, поведение, достижения, итоги посещения врача, меню. Чем больше подробностей, даже бытовых, тем интереснее читать потом. Описывая негативные моменты, старайтесь смягчить в тексте свои эмоции – меньше негатива, и придерживайтесь темы (здесь нет места информации о странностях свекрови или ваших неурядицах с мужем). Для подобного дневника выделите толстую тетрадь, вложите в неё ручку и держите всё это где-нибудь поблизости. Пафосными фотоальбомами пусть займётся кто-то другой. У вас мало времени и слишком много информации для такого альбома. Обводите на листах дневника силуэты ручек и ножек малыша, вкладывайте сюда фотографии. Когда ребёнок подрастёт, вы совместно, достойным образом оформите хронологию детства, а сейчас занимайтесь сбором ценнейшей информации.
Фотографируйте. Вот несколько советов:
1. Спящий, туго перепеленанный новорожденный неинтересен, поэтому много таких фотографий делать не нужно.
2. Выберите сюжетный снимок (ест, гуляет, купается, взвешиваете и т.д.), а не портрет (позируют карапузы отвратительно).
3. Не акцентируйте внимание ребёнка на ваши действия, пусть живёт своей жизнью, так снимки получаются особенно искренними и живыми. Однако, иногда можно «заставить» позировать: специально рассмешить, удивить, вызвать восторг, просто попросить что-либо сделать.
4. Фотографии малыша с мамой, как правило, удачны, так как гармоничны и естественны, однако, часто роль фотографа берёт на себя именно она, поэтому в кадр попадает крайне редко. Мамочки, чаще просите близких запечатлеть вас вместе с ребёнком.
5. Поместите рядом с «супермоделью» объект, по размеру которого можно судить о росте ребёнка, например, взрослого, или создайте тематическое фото «Под стол пешком», где карапуз буквально топает под столом.
6. Придумайте серию ежегодных фотографий, например, у молодого деревца весной 2005 года, 2006, 2008…9, 10… Старайтесь, чтобы на фотографиях разных лет ракурс был одинаков.
7. Обязательно фиксируйте дату.
8. Фотографируйте с высоты глаз ребёнка, а не с высоты собственного роста. А если щёлкнуть снизу – малыш получится настоящим великаном.
9. Снимайте на расстоянии от 1,5 м (ближе – лицо исказится) до 10 м (дальше – модель станет казаться очень мелкой и незаметной).
10. Обращайте внимание на фон, который должен быть либо интересным (интерьер вашей квартиры, детские принадлежности), либо не отвлекающим внимания от главного героя.
11. Не стоит фотографировать при ярком солнце или в хмурую, пасмурную погоду.
12. В помещении лучшее освещение – дневной свет, поэтому вам необходимо находиться между окном и ребёнком, старайтесь при этом не загораживать свет собой. Очень эффектными получаются фотографии, выполненные таким образом: ребёнок между окном и фотографом (обязательно использовать вспышку), перед съёмкой подышите на объектив, чтобы он чуть-чуть запотел. Эффект сказки, чистоты, романтики обеспечен.
Кроме записей и фотографий некоторые мамы сохраняют остаток пуповинки, бирку с ручки, волосики, зубик и т.д. Надо заметить, что у многих детей в будущем эти предметы, мягко говоря, восторга не вызывают, поэтому помните, что храните вы данные реликвии прежде всего для себя.
Время пришло, и у вас появились первые поделки. Затем дом с геометрической прогрессией стал заполняться предметами детского творчества. Как сберечь шедевры и как от их избавиться, что со временем станет дорогим напоминанием о детстве.
Сейчас же обратим внимание на результаты детского творчества, к которым нужно относиться с пиететом и практицизмом. Одно другому не мешает.
– Советую устраивать дома выставки, где ребёнок станет экскурсоводом, а бабушки, дедушки, друзья -внимательными зрителями. Экспозиции должны обновляться, представленные миру шедевры уходить на покой в резервацию.
– Для хранения бесчисленных не слишком привлекательных предметов творчества смастерите ящички (или купите набор красивых подарочных коробок), куда поедет их содержимое: на балкон, на дачу, ещё дальше, ребёнку знать не обязательно. Детская память устроена так, что про исчезнувшую дюжину поделок малыш скоро забудет, а вот о том, что мама выкинула его работы, будет помнить долго. Поэтому осторожно.
– Будьте щедры, дарите, хватит всем. Главное, сам процесс дарения должен быть торжественен и приятен как для ребёнка, так и для одаренного.
– Играйте, например, устроите театр, рисунки – декорации, поделки – действующие лица, сюжет – по ситуации. Известно, то, чем ребёнок активно пользуется, вечным быть не может.
– Украшайте дом. На поделки из солёного теста приклейте магниты. Пластилиновые зверюшки уютно устраиваются в горшках с цветами прямо под листьями на земле, там же круглый год радуют глаз самодельные цветы. На мелких бумажных или тканевых поделках сделайте петельку и повесьте на ветку.
– Вообще, одну работу можно сделать максимально сложной, дополнять её разными техниками и «творить» несколько дней. Так, например, сначала на листе бумаги сделать фон, в следующий раз дополнить аппликацией, потом оживить природным материалом, сделать рамку и т.д. В результате получится одна крупная работа, а не несколько незначительных.
– Делайте что-либо функциональное: бусы, рамки, подсвечники, игрушки, что-то съедобное, тогда проблем с хранением не будет.
– Милые сердцу вещи лучше далеко не убирать, а хранить на полках со стеклянными дверцами – так предметами детского творчества можно будет любоваться, и пылиться они будут меньше.
– Рисунки можно отсканировать, поделки сфотографировать.
– Часть предметов может служить хорошим методическим, наглядным материалом для последующих работ в данной технике.
– Очень нравится детям рассматривать свидетельства их роста: зарубки на косяках, обрисованные ладони, ступни (трогательнее они смотрятся на фоне обведённых ладоней взрослых). Можно сделать оттиск детской ручки в куске солёного теста и, пока оно не застыло, поставить на середину (как бы вложить в ладонь) свечку-таблетку, затем поставить поделку сушится , когда верх засохнет, на нижней влажной части подсвечника «выгравировать» дату. Такие разноцветные подсвечники с «растущими» ладошками принесут в дом уют и тепло.
Вообще, собирая «свидетельства детства», знайте, вещи – малая их часть. Вспомните атмосферу родного дома, неуловимую, но вызывающую сильные, светлые чувства, сотканную из ароматов, звуков, взглядов, ощущений, наполнявших раньше заурядный быт семьи. Но через время все эти мелочи становятся частичкой счастья. И поэтому следует беречь нечто большее, чем вещи: традиции семьи, тёплые отношения, возможность доверительного общения. Наследуя всё это во взрослую жизнь, человек не грустит о детстве, а хранит его в своей душе.