Часто бывает так: ребенок не доставляет особых проблем в поведении дома и в школе, занимается спортом, не просиживает часами в компьютерных играх. Но вот успеваемость почти по всем предметам оставляет желать лучшего. Обычно спрашивают, есть какие-то не очень вредные и недорогие лекарства, которые улучшают показатели школьной успеваемости?
Такие лекарства давно есть: это и витаминные препараты (аэровит, нейромультивит, компливит и многие другие), и так называемые ноотропы (пирацетам и его многочисленные торговые названия, пикамилон, фенибут), а также производные аминокислот (глютаминовая кислота, глицин), биологически активные добавки растительного происхождения (например из семейства аралиевых: женьшень, родиола розовая, левзея сафлоровидная, элеутерококк), и некоторые другие. Однако назначает их только лечащий врач – детская психика не полигон даже для самых добрых родительских намерений.
Советы типа «а я свою ненаглядную вот травками деревенскими попоила – и с тех пор не нарадуюсь» сразу же пропускайте мимо ушей, а если не жалко – еще и пожурите за них прилюдно: вряд ли вы будете обращаться за советом к первому встречному, если дома «забарахлит» какая-нибудь бытовая техника. Психика устроена несоизмеримо сложнее, и тут досужий совет – пример грубейшего бескультурья.
Прежде всего нужно выяснить причины, как Вам кажется, плохой школьной успеваемости. Сразу же, навскидку, приведу несколько: завышенные требования родителей, нерациональныо выстроенный ритм «учеба – отдых», проблемы с педагогами (возможно, ребенок боится или стесняется сказать это Вам), признаки минимальной мозговой дисфункции (дефицит функций внимания, или быстрая утомляемость, либо частичное недоразвитие психических функций и способностей), подавление родителями и педагогами доминирующих способностей с целью «сделать нормального, как все дети» и многое другое – вплоть до уже ставших привычными грубых нарушений питания (чипсы, йогурты, кола) с отсутствием необходимых растущей психике веществ.
Первый способный помочь Вам в этом специалист – это детский психолог, который побеседует с ребенком и проверит с помощью методик-тестов и игр структуру детской психики, уровень развития тех или иных способностей и соответствие их возрасту, показатели интеллектуального и эмоционального развития (последние легко сводятся в сумму баллов и носят название IQ и EQ соответственно).
Кстати, показатели эмоционального интеллекта даже более информативны – они выявляют не просто арифметическую сумму знаний, но и отношение к ним, а то может быть как у Л.Н.Толстого в «После бала»: «Господин прокурор имел несчастье окончить три университета, но при этом остался круглым дураком».
Если такого специалиста нет в Вашей школе – это можно узнать, например, в РОНО или в специализированных подразделениях центра восстановительной медицины («Детская психиатрия» и аналоги). Скорее всего, в первую очередь Вы получите от специалиста не совет по приему каких-либо лекарств, а набор развивающих упражнений для ребенка и рекомендации по изменению своего (да-да, и своего) поведения. Только в том случае, если психолог порекомендует в качестве дополнительного обследования и ведения консультацию детского невропатолога (психиатра, психотерапевта, дефектолога), Вы будете выполнять и лекарственные назначения этих специалистов. И еще раз убедительно прошу Вас – никакого лекарственного самолечения школьной неуспеваемости!
Что касается грамотной литературы по данному поводу, мнение мое таково. Большинство случаев школьной неуспеваемости у девочек имеют психологическую природу (их мозг изначально более устойчив, если примитивизировать тему до конца). Уж если девочка имеет какую-то врожденную мозговую дисфункцию – ее знаки обычно прямо-таки написаны на лице (а равно – и на координации, на особенностях работы органов чувств). С мальчиками все сложнее – больше нюансировки и разных вариантов, когда отличить особенности воспитания от дисфункции мозга подвластно лишь специалисту, и то – не с первого раза.
Специальной статистики не подводил, просто в зоне обслуживания моей организации находятся два детских дома, многих выпускников знаешь уже десятилетиями. Есть, например, у меня молодой человек с формальным диагнозом «легкая умственная отсталость», сиречь дебильность. Так он, представьте себе, не то что благополучно сдал на водительские права, но и успешно учится в консерватории – вокальные данные хорошие плюс с педагогами повезло. А еще знаю я одного немолодого уже мужчину с диагнозом «болезнь Дауна» и первой группой инвалидности, так среди его достижений – первый юношеский разряд по шахматам. Просто потому, что все партии наизусть помнит. А купить продуктов – уже глобальная проблема…
Так что читайте то, что нравится (кому-то доктор Спок, а кому и Никитины или вообще Пиаже). Как говорил дон Хуан: «Все дороги ведут в никуда. Просто выбери ту, у которой есть сердце». Что и говорить, ответ изящен и циничен как у любого Мастера. Проблема вечна, а личная точка зрения автора на проблему отцов и детей изложена в рецепте.
1. Запишите скрупулезно в течение недели, что и в каких количествах Ваш ребенок употребил из съестного.
2. За неделю проведите хронометраж, сколько времени потрачено ребенком на тот или иной вид деятельности (включая сон).
3. Эти замеры лучше производить помесячно. Если есть возможность, можно показать их специалисту и уже этим получите ряд ценных рекомендаций (впрочем, вопиющий дисбаланс сразу бросается в глаза любому).
4. Внося в режим и питание изменения, вы можете попутно сопоставлять их со средним баллом месячной успеваемости по тем предметам, в усвоении которых ребенок отстает.
5. Только не надо впадать в другую крайность и вместо колы с чипсами кормить дитя одной лишь сырой рыбой и орехами вкупе с мегадозами витаминов!