Рукоприкладство – это веками взращиваемый способ подавлять волю ребёнка. Оно ещё никогда не решало проблемных ситуаций, а наоборот, всегда усугубляло их. Ремень в руках – это тупиковый путь, указывающий на полную беспомощность и нежелание подумать о действительно приемлемых действенных методах воспитания.
Наказания в виде обычного шлепка по мягкому месту или губам, подзатыльника – привычный обряд, передающийся из поколения в поколение. Люди любых возрастов любят рассказывать, как им прекрасно удавалось таким методом приучить ребёнка к порядку, заставить уважать старших. Конечно, каждый сам решает, прислушиваться ему к подобным советам или отвергать их. Эта тема весьма деликатна, и в данном случае всё на совести родителей.
Плохое поведение ребёнка – это выпячивание своих желаний, умение добиваться того, чего он хочет. Дети таким образом проявляют свою позицию, заявляют о своём «Я», стараясь занять в семье определённую нишу. Начинается такое самоутверждение иногда уже в 2 года и часто застаёт родителей врасплох. Ребёнок становится капризным, настырным, способным на мелкие пакости. Как выражаются многие родители, «никто ему не указ».
Мама с папой сердятся на своё чадо, сетуя, что оно не думает о них, что они ему не нужны, не понимая, что в такой период ребёнок нуждается в них как никогда. Дети ждут от родителей нужных реакций, а не угроз и пустых наставлений. Любое поведение – это своеобразная проверка окружающих. Дети с самого раннего возраста тонко усваивают, что желаемого можно добиться не только примерным поведением, но и капризами. Любое их действие – это желание обратить на себя внимание. При этом ребёнок часто действует импульсивно, неосознанно, только со временем осознавая, зачем ему это было нужно. У детей всё происходит этапами: отношения с родителями, родительское внимание, последовательность действий, реакция родителей на поведение ребёнка.
Если поведение ребёнка вдруг резко изменилось, не надо спешить громогласно ругать его. Многие дети не всегда способны справиться со своим темпераментом, характером, проявлениями. Надо хорошо изучить своего ребёнка, постоянно наблюдая за ним, отмечая, как он ведёт себя в различных ситуациях. При этом его следует не одёргивать, а постепенно направлять в нужное русло. Лучше заострять внимание на похвалах и поощрениях, чем доводить дело до слёз и бурных истерик. Но похвала всегда должна быть заслуженная, с ней надо работать, как с подарками, которые хороши в меру. Подчёркивать исключительные качества своего чада на каждом шагу нельзя, иначе сам факт похвалы утратит свою прелесть, и сопровождавшие ее эмоции трудно будет возродить.
Детей надо поощрять за их работу, конкретные дела и полезные поступки. Иногда следует похвалить ребёнка в присутствии сверстников, не забывая и о других детях. Воспитание без условий и перегибов, умение находить с детьми общий язык повышает самооценку. Исследования показали, что дети, сомневающиеся в своих силах, всю жизнь боятся неудач. Из них вырастают крайне нерешительные люди, избегающие ответственной работы и сложных ситуаций. А ведь некоторые родители, сами того не подозревая, морально готовят своё чадо к неудачам с детства.
К наказаниям и поощрениям надо подходить строго индивидуально. Чем лучше родители видят эмоциональные особенности своего ребёнка, тем легче им вести диалог. Например, тихий и спокойный ребёнок только порадуется, если ему запретят идти на улицу, а поощрительный билет на детский спектакль для непоседы может стать сущим наказанием. Только неустанное наблюдение за ребёнком с первых дней его жизни может дать хорошие всходы на поприще взаимопонимания между ним и родителями.
Физическое наказание – очень опасный путь, дающий лишь сиюминутный успех и таящий в себе много негативных проявлений в будущем. Озлобленность, неконтролируемые эмоции, ложь, трусость, необъяснимое упрямство – это лишь малая толика всех последствий рукоприкладства. Не стоит ставить над своими детьми губительные эксперименты.