Произведения Николая Гоголя настолько странные и страшные, что нечасто становятся материалом для креатива режиссеров. Но в этот раз Иван Петров вызвался стать новым воплощением Николая Васильевича. Вместе съемочная группа пофантазировала на тему приключений писателя и откуда он брал свой материал и идеи. Размышления вылились в серию полнометражных фильмов о писаре, который вскоре станет известным писателем-мистиком. В этот раз фильм посвящён одному из самых крупных и знаменитых произведений «Вий».
Николай, писарь, уже набрался опыта в деле расследования преступлений и в этот раз уже не помощник, а сам себе начальник. Себе на помощь герой фильма Гоголь. Вий (2018) зовёт экзорциста Хому Брута. И дело действительно нуждается в экзорцисте: вблизи самобытной деревушки в глуши начинают пропадать девушки. Местные приписывают это происшествие некоему темному всаднику. Николай не согласен мириться с господством темных сил. В начале он конечно перебирает и более рациональные догадки, но в итоге ясно – без мистики здесь не обошлось. В подтверждение этому и учащающиеся припадки у молодого сыщика – он теряет сознание и испытывает видения, подсказывающие ему действия эфемерного противника. Как уже было сказано, видения учащаются.
В одном из них писарю видится, что теперь в опасности не просто местная молодая девушка, а его возлюбленная – красавица Лиза. Гоголь решается на пугающий его шаг – вместе с экзорцистов они запираются в полуразрушенной церквушке, где начинают отпевание местной ведьмы. Такой сатанинский обряд должен вызвать существо, которое парни считают ответственным за убийства в деревне – Вия. Обряд начинается, по классике жанра за окном темнеет, слышится хлопанье крыльев ворон, и вот земля начинает трястись и появляется существо, об уродстве которого они и не догадывались. Круг из мела немного помогает конечно – дух не может пересечь его. Но внутри круга осталось тело ведьмы, что тоже нельзя назвать приятным соседством. Вместе с Вием пожаловала и его свита – в таком кавардаке спасителям деревни предстоит провести всю ночь. Самую страшную ночь в их жизни. Смогут ли они договориться с духом? А может сверхъестественные события и обмороки главного героя – просто совпадение, и убийца действительно человек? Спасёт ли Николай Лизу или придётся пожертвовать возлюбленной для спасения деревушки? Глубокие философские монологи Хомы Брута составляют дополнительное очарование фильма.