Анатолія Олександровича Іванчіхіна називають легендою нашого міста : його ім’я назавжди вписане в історію карате Житомирщини.
Читаємо на сайті Житомирської обласної асоціації карате
(http://zrka.in.ua/istoriya) :
« Своим появлением в областном центре, каратэ обязано житомирским энтузиастам Георгию Буравкову и Анатолию Иванчихину, которые по крупицам собирали информацию о технике каратэ-до. В основном это были фрагменты фотокопий знаменитой книги шеф-инструктора JKA Масатоши Накаямы “Динамическое каратэ”, и его же серии книг “Лучшее каратэ”.
Немногим позже Анатолий Иванчихин создал школу своего имени из которой вышли известные специалисты житомирского каратэ того времени такие как Валерий Ярощук, Александр Дорофеев, Олег Грибан, Александр Тарабукин, Иван Горецкий, Дмитрий Корягин, Олег Мерлушкин, Георгий Жерновых и другие.
После повторной легализации каратэ в СССР в 1989 году на базе «Школы Иванчихина» был официально зарегистрирован клуб “Белый Тигр”.»
Свою історію розповів сам Анатолій Іванчіхін:
«- Родился я в 1949 году в деревне Бастаково Сасовского района Рязанской области.
В нашей деревне жил один пожилой китаец, которого все называли Сато. В прошлом – монах монастыря Шаолинь, эмигрировавший, чтобы избежать репрессий у себя на родине, в Советский Союз.
Поначалу он, как и многие китайские эмигранты, осел на Дальнем Востоке. Женился на женщине, которая была родом из моего села. Когда в конце тридцатых годов прошлого века китайцев начали массово депортировать в Китай, семья решила переждать смутное время в глубинке, в Бастаково.
Однажды жена китайца тяжело заболела. Моя мать (она была сельским фельдшером) взялась ее лечить. За время лечения мама сдружилась с семьей Сато и, конечно же, рассказывала им про меня, про то, что я рос хилым, болезненным ребенком.
Когда лечение было закончено, Сато пришел к нам домой и сказал маме: «Вы спасли мою жену, которую я очень люблю. Я бедный человек и не могу отблагодарить вас деньгами. Но, если хотите, буду тренировать вашего сына, чтобы он никогда больше не болел!». Мама согласилась, и я начал заниматься у Сато.
Забегая наперед, скажу, что с тех пор в жизни ничем более серьезным, чем насморк, не болел, хотя разменял уже седьмой десяток! Теперь-то я понимаю, что Сато поначалу долго присматривался ко мне — можно ли мне приоткрыть свои знания?
Первые полгода мы занимались одной лишь физической подготовкой: ежедневно кроссы по 10 километров, упражнения на гибкость, силу, координацию. Было очень тяжело, ведь мне тогда едва исполнилось шесть лет! И только увидев, что я не сломался, не сдался, китаец постепенно начал учить меня основам единоборств.
Сразу внесу ясность: он не говорил, что вот мы занимаемся у-шу или каратэ,— тогда и слов таких никто не слыхивал! Сато просто показывал: стань так, сделай такое-то движение рукой, такое-то ногой. Дыши вот так. Думай при этом вот так.
Он не объяснял, что это за прием, как он называется, я просто повторял все за своим учителем, уверенный, что мы занимаемся… обычной лечебной физкультурой. Летом мы тренировались в поле возле коров. Зимой — в избе Сато. Так прошло 11 лет.
После окончания школы у меня была мысль остаться в родном селе и продолжать занятия со своим учителем (я был его единственным учеником). Интуитивно я уже понимал тогда, что то, чем мы занимаемся с Сато, не просто физкультура.
Но мать убедила меня, что в жизни нужно иметь надежную профессию, и я после службы в армии (служить посчастливилось в спортроте) поступил в Донецкий медицинский институт.
Учился я на «отлично» — физкультура Сато и конфуцианское отношение к жизни помогли мне с легкостью закончить мединститут с красным дипломом.
Еще на первом курсе я познакомился со студентом из Конго Жераром, который занимался такой же «физкультурой», как и я. От Жерара я и узнал, что Сато, оказывается, учил меня не физкультуре, а искусству каратэ!
У моего напарника была нелегальная, привезенная из Франции литература по этому виду единоборств, из которой я узнал названия приемов, освоенных мною еще в детстве.
В середине 70-х годов я принял участие в первом, еще нелегальном чемпионате СССР по каратэ. В те времена советские каратисты старались не упускать друг друга из виду: общались, перезванивались, по возможности встречались, обменивались литературой.
Году эдак в 1973-м кто-то предложил провести чемпионат страны, чтобы определить сильнейшего каратиста Советского Союза. На «обкатку» идеи и организацию соревнования ушло около двух лет.
Нужно было соблюдать крайнюю осторожность — ведь формально в СССР каратэ разрешено не было. Наконец в августе 1975 года в подмосковном городе Мытищи состоялся первый чемпионат СССР.
В нем приняло участие 45 сильнейших каратистов из всех уголков Советского Союза от Прибалтики до Камчатки. Я тоже принимал участие в этих соревнованиях и занял пятое место.
После окончания мединститута попал по распределению в Житомир. И здесь с благословения учителя Сато организовал первую секцию каратэ. Как я уже говорил, каратэ в те годы было формально не разрешено. Чтобы получить «добро» на проведение занятий, Сато посоветовал мне взять в ученики сыновей каких-нибудь влиятельных городских начальников. Я принял в свою группу несколько таких ребят, и дело пошло.
Так в Житомире возникла школа каратэ Иванчихина.
В те годы в моей школе иногда одновременно училось до 1500 человек! Катастрофически не хватало мест в залах. Мне нужны были самые лучшие, поэтому на тренировках новичкам давались огромные физические и психологические нагрузки.
Было нормальным явлением, когда, допустим, в понедельник записывалось в школу 100 человек, а в пятницу оставалось всего 10. С оставшимися и шла дальнейшая серьезная работа. В те времена каратэ было несколько другим, чем теперь.
Каратист ставил себе цель не только победить противника, но и победить законы физики — все поголовно увлекались «летающими» прыжками, разбиванием твердых предметов. Это требовало каждодневных изнурительных тренировок.
Но в середине 90-х что-то случилось в обществе: каратэ с голого энтузиазма незаметно перешло на коммерческие рельсы. Культ здорового тела вытеснил культ могучего кошелька.
Каратисты уже не желали побеждать законы физики, а желали, сохранив брюшко, «вырубать» противника легким движением мизинца, а лучше — бейсбольной битой. Пришел в упадок из-за отсутствия финансирования массовый спорт.
Вместе с инфляцией росла аренда залов. Мои лучшие ученики уже по-своему смотрели на каратэ, на систему подготовки, на коммерческую сторону занятий. И мое детище «Школа Иванчихина», подобно зеркалу, разбилось на тысячи осколков. На этот раз навсегда.
Моя эпоха прошла. В 1996 году я прекратил свою деятельность в качестве тренера.»
Розповідає журналіст Сергій Форест, який починав свою спортивну кар’єру в «Школе Иванчихина» :
«В школе каратэ под руководством Анатолия Иванчихина занималось несколько тысяч ребят. Сегодня его ученик Дмитрий Корягин, старший тренер сборной Украины по каратэ, ведет успешно занятия в клубе «ДЖИТЭ».
І на закінчення. Кубок «Школы Иванчихина» був відлитий з бронзи по зліпкам, зробленим самим Анатолієм Олександровичем.
Використані матеріали статті Богдана Лу «История жизни первого житомирского каратиста Анатолия Иванчихина, рассказанная им самим», Житомирская областная общественно-деловая газета «Эхо», №25,2012г.
Використані фотографії з особистого архіву Анатолія Іванчіхіна.
Читайте також:
«Стиль доктора Іванчіхіна. Частина 1. Живопис » (Живопис)
«Стиль доктора Іванчіхіна. Частина 2 . Арт-інсталяції » (Живопис)
«Стиль доктора Іванчіхіна. Частина 3.Маркетрі» (Прикладна творчість)
«Стиль доктора Іванчіхіна.Частина 4. Шахмати і нарди » (Прикладна творчість)