Как вы думаете, каким качеством должен обладать ребенок, чтобы успешно учиться? Думаете, интеллектом и усидчивостью? Безусловно, эти качества важны для учебы, но не являются главными.
Интеллект можно компенсировать усидчивостью, а отсутствие усидчивости – высоким интеллектом. Но ни то, ни другое качество не смогут проявить себя без нормальной самооценки. А она у детей очень часто бывает заниженной. Итак, работаем сегодня с детской самооценкой.
Как выявить самооценку. Вам кажется, ваш ребенок и так о себе высокого мнения? А может быть, это всего лишь иллюзия? Давайте проверим. Этот мини-тест хорошо “работает” со старшими дошкольниками и учениками начальной школы.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Нарисуйте на нем семь лестниц – обычных лестниц, как их рисуют дети. У каждой лесенки должно быть десять ступенек. Подпишите у каждой лесенки по одному из шести качеств: ум, доброта, красота, честность, трудолюбие, щедрость. У седьмой лесенки напишите слово “счастье”. Каждая лесенка – символ достижения каждого из качеств. Вы даете ребенку инструкцию: “Представь себе, что все дети твоего возраста расположились на этой лесенке по “уму”. На нижней ступеньке стоят очень глупые дети, чуть выше – поумнее, в серединке стоят дети со средним умом, а на самых верхних ступеньках – самые умные дети твоего возраста. Поставь крестик на ступеньке, которую бы занял ты”. Предложите ребенку проделать эту процедуру и с остальными лесенками. То же самое и с лесенкой “счастье”: на самом верху стоят счастливые дети, внизу – несчастливые.
Этот тест сможет нам дать картину самооценки нашего ребенка. Ребенок в возрасте 6-9 лет с нормальной самооценкой склоняется к тому, чтобы занять 7, 8 или 9 ступеньку. Десятую ступеньку занимают дети с завышенной самооценкой (о них – разговор в следующий раз). Средние ступеньки – 4, 5 и 6 – занимают дети робкие, нерешительные, с низкой самооценкой. Если же ваш ребенок занял 1, 2 или 3 ступеньку, обязательно проконсультируйтесь с психологом – в школе он учиться нормально не сможет. Что касается счастья, то это вам информация к размышлению. Поговорите с ребенком о том, что ему нужно для полного счастья, и узнаете много интересного.
Как поднять самооценку. Если у вашего ребенка самооценка оказалась низкой, вам необходимо:
– как можно чаще хвалить ребенка за выполненное им, даже простое, задание (мы часто грешим тем, что отмечаем только промахи, а на успехи смотрим как на что-то само собой разумеющееся);
– не сомневаться в том, что у ребенка все получится (мы сами не замечаем, как часто заранее планируем ему поражение);
– специально давать ребенку задания, с которыми он сможет успешно справиться, и подчеркивать то, что он справился с заданием самостоятельно.
– не опекать ребенка, предоставляя ему свободу и самостоятельность выбора;
– развивать ребенка физически. Лучше отдать в секцию, где ребенок сможет добиться успеха. Ребенок, в чем-то превосходящий других детей (в умении играть в шахматы, бадминтон, футбол и т.п.), не может иметь низкую самооценку.