Что ж, началось! Всякие приятности, связанные с восторженными возгласами окружающих по поводу сообразительности вашего дошколенка, милые хлопоты для полноценной экипировки ''первый раз – в первый класс'', да и сам праздник 1 сентября уже в прошлом. И вдруг оказалось, что желание и прилежание, с которыми ваш ребенок еще недавно складывал первые слова, выводил их на бумаге, вдруг куда-то пропали. А все, что связано с выполнением домашних заданий, превратилось в кошмар.
Педагоги-психологи на этот счет имеют совершенно определенную точку зрения. Если первоклашка не хочет делать уроки, это может означать только одно: у него не получается. И задача родителей – помочь своему ребенку. Но для начала нужно обратить внимание на один психологический момент.
Даже если ребенок ходил в детский сад или на занятия по подготовке к школе, от него не требовалось делать уроки каждый день, он просто не привык к этому. Непроизвольная память или внимание – это когда ребенок, сам того не замечая, может запомнить содержание целой книжки – в шесть-семь лет начинают угасать. А произвольность – способность усилием воли заставлять себя что-то делать – только-только формируется.
Так что вашему ребенку сейчас совсем несладко, и вовсе не лень не дает ему выполнять домашние задания. Родителям (чаще всего этим занимаются мамы, но почему бы и папе не взять на себя помощь своему ребенку) нужно ввести определенный режим. Вместе с ребенком определите конкретное время, в которое он будет садиться за уроки. В разные дни это может быть разное время, особенно если есть дополнительные нагрузки.
Конечно, после школы нужно не только пообедать, но и отдохнуть. Если все это предусмотрено, отступать от расписания без уважительной причины нельзя. Иначе будут штрафные санкции (об этом тоже надо договориться заранее с ребенком сугубо индивидуально). Скорее, все сведется к лишению удовольствий: ''отлучение'' от телевизора, компьютера и так далее. Лишать прогулок и посещения тренировок не желательно – с началом учебного года ребенок и так стал меньше двигаться и проводит много времени в помещении.
Как только первоклашка пришел домой, помогите ему достать из портфеля необходимые учебники и тетради. Сложите их на левый угол стола. По мере выполнения заданий перекладывайте их на правый. Заранее откройте учебник и тетрадь: продолжить любую работу всегда легче, чем начать ее.
В назначенный час попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он должен знать, что его это тоже касается, даже если у вас все записано. Если хотя частично ребенок вспомнил, обязательно похвалите его. Если не получается написание букв или цифр, поможет простой прием. Поиграйте в школу, где учителем будет ваш ребенок, а вы учеником.
Он должен ''научить'' вас писать: вы же давно окончили школу и кое-что уже ''забыли''. Нужно, чтобы ребенок писал в воздухе пальцем, проговаривал свои действия: вверх, закругляем, вниз, закругляем, палочка вниз, хвостик – вот письменная буква ''а''. После этого пусть пишет буквы в тетради. Но уже молча, потому что малыши во время письма задерживают дыхание и говорить не могут.
Очень полезно лепить буквы и цифры из пластилина и опознавать их на ощупь, и писать пальцем на подносе с крупой. Если ребёнок быстро устает, нет смысла настаивать. Объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать (например, 10 раз) или проползти под стулом. Количество упражнений нужно строго ограничить, иначе вы потеряете контроль над ситуацией и не сможете снова усадить малыша за уроки.
Если трудно дается чтение, нужно прикрепить в самых разных местах дома листочки с буквами и слогами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и ''вверх ногами''. Это поможет ребенку научиться опознавать буквы в любом положении и выработает автоматизм при чтении.
Если он ''все равно не хочет'', надо принципиально изменить подход. ''Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак не могу прочитать…'', ''У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво писать букву…'' Перед этим не устоит ни один ребенок. И почаще хвалите! Даже за самое маленькое достижение.