Что такое любовь?

Что такое любовь – вечный вопрос… Человечество на протяжении всей своей истории пытается на него ответить. Поэты слагают поэмы, писатели пишут романы, сказочники сочиняют сказки, философы пишут трактаты – и чаще всего темой является – любовь.
А некоторые считают, что любви и нет вовсе, что это какая-то человеческая выдумка. Но тогда спрашивается – а почему тогда вообще есть само это слово “любовь”, да еще и в каждом языке народов Земли? Иначе говоря, если любви нет, и она просто придумана людьми, то почему ее так “придумал” каждый народ Земли независимо друг от друга? Ответ может быть только такой: скорее всего, потому, что любовь на самом деле есть, она реальна, и поэтому-то в каждом народе есть слово для ее обозначения.

Эволюционизм не может объяснить возникновение и существование любви. Для выживаемости самых “приспособленных” особей любовь отнюдь не нужна, даже, наоборот, скорее она мешает…

Правильное понимание любви возможно только на основании креационистского, христианского мировоззрения.

Любовь – это чувство. Чувство одного человека, испытываемое к другому человеку. Причем, этим словом “любовь” в нашем языке обозначаются несколько видов разных чувств, то есть, чувств, некоторым образом отличающихся друг от друга; или можно сказать, что существуют разные виды любви.

Какие же это виды? Первый вид, который всем известен – это любовь отца к сыну (или к дочери), это любовь матери к сыну (или к дочери) – то есть, проще говоря, это любовь родителя к своему ребенку, или, еще проще говоря, это так называемое “родительское чувство”. Как оно возникает или откуда оно берется?

А очень просто. Мы знаем, что Бог – это Отец, Сын и Дух Святой. При этом, как сказано в Библии, согласно (От Иоанна, 15:9), Отец любит Сына. Иначе говоря, любовь – это то чувство, которое испытывает Бог-Отец к Богу-Сыну. А человек, как известно, сотворен по образу Божию. Поэтому, Бог, создавая человека, предусмотрел, чтобы тот также испытывал по отношению к какому-нибудь другому человеку такое же чувство, какое Бог-Отец испытывает к Богу-Сыну. То есть, чувство, которое испытывает родитель к своему ребенку – это то самое чувство, какое испытывает Бог-Отец к Богу-Сыну. Человек таким образом “познает” Бога, не видя его.

Точно также, и наоборот, любовь ребенка к своим родителям есть то чувство, которое испытывает Бог-Сын к Богу-Отцу. Заметим, что любовь Бога-Отца к Богу-Сыну и, наоборот, любовь Бога-Сына к Богу-Отцу несколько отличаются, то есть, любовь между двумя лицами Троицы асимметрична. “Отец Мой более Меня” (От Иоанна 14:28). И действительно, любовь отца к сыну (родителя к ребенку) несколько отличается от любви сына к отцу (ребенка к родителю). Любовь отца к сыну (родителя к ребенку) имеет оттенок бесконечной нежности и умиления, любовь сына к отцу (ребенка к родителю) имеет оттенок почитания и бесконечного уважения. И физически человек сотворен так, что ребенок меньше своего родителя чисто “по габаритам”. Но, когда ребенок вырастает и становится, может быть, даже выше своего родителя ростом, все равно у него остается ощущение, что он “меньше” своего родителя; а у родителя, наоборот, всегда остается ощущение, что его сын (или дочь) – “маленький”, – даже если тот вырос и стал выше него ростом. Это связано именно с тем, что у Бога-Троицы, как уже упоминалось, “Отец Мой более Меня”.

Второй общеизвестный вид любви – это любовь мужчины и женщины. Откуда она берется? Согласно Библии, это не что иное как любовь Христа (Бога-Сына) к Церкви (к искупленному человечеству). Из Библии (например, от Иоанна 15:9) известно, что изначально, еще до сотворения мира, Бог замыслил создание человечества и возлюбил его. И, для того, чтобы каждый человек смог почувствовать, “познать” именно этот тип любви, Бог и сотворил человечество в виде двух полов! То есть, то чувство, которое испытывает муж к жене, есть любовь, (или, может быть, правильнее сказать, некая проекция любви) Бога к сотворенному Им человечеству. Это, может быть, трудно понять, потому что Бог как бы один, а человечество – это как бы много людей, поэтому в Библии и сказано “Тайна сия велика” (К Ефесянам 5:22-33). Эта любовь также асимметрична – у любви мужа к жене оттенок нежности и ощущения как бы ее “слабости”, у любви жены к мужу ощущение как бы его “всесильности”. Мечта женщины иметь “крепкое плечо”, “опору”, “и чтоб, как за каменной стеной” связана как раз с этим. И, очевидно, что это не что иное, как любовь человечества к Богу, к Христу.

Эти два вида любви Бог дал людям для познания ими Его. И действительно, ведь пока человек является ребенком, он познает любовь Бога-Сына к Богу-Отцу. Далее он вырастает, знакомится с женщиной, женится на ней, и живет с ней до конца своей жизни – и таким образом познает любовь Бога к человечеству (или Христа к Церкви). От их брака рождаются дети – и, полюбив их, он таким образом познает любовь Бога-Отца к Богу-Сыну.

Заметим, что в результате этих рассуждений мы ответили еще на один распространенный вопрос: почему Бог не создал все человечество, всех людей сразу; почему Он создал вначале только одну пару, Адама и Еву, и “заставил” их размножаться, пока они не заселят всю Землю? Ведь Он же всемогущ, так что это Ему вполне было по силам. Ясно, что механизм, или, скажем так, “институт” размножения был создан именно для того, чтобы человек мог познать Бога через два самых главных вида любви: любовь Бога-Отца и Бога-Сына, а также любовь Бога к сотворенному Им человечеству. При “институте” размножения человек всегда является кому-то сыном (или дочерью) и, таким образом, познает любовь Бога-Сына к Богу-Отцу. Он также является кому-то отцом (или матерью) и таким образом познает любовь Бога-Отца к Богу Сыну. Когда он вырастает и вступает в брак с представителем противоположного пола, он познает любовь Бога и искупленного Им человечества (или Христа и Церкви).

Заметим, что второй вид любви (Бога и человечества) человек познает не сразу после своего рождения, а через определенный промежуток времени, когда он вырастает и вступает в брак с лицом противоположного пола. И это, видимо, является некоторым “отражением” того, что и Бог воплотился в человека, в Иисуса Христа не сразу после сотворения Им Адама и Евы, а спустя определенный промежуток времени.

Ну, хорошо, роль двух Лиц Троицы в возникновении любви мы разобрали. Но получилось, что как бы “забыто” третье Лицо Троицы – Дух Святой. Какова Его роль в любви?

Известно, что Дух Святой исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (от Иоанна 20:22) Очевидно, само исхождение Духа Святого от Бога-Отца и Бога-Сына – это и есть любовь, только другими словами. То есть, можно дать еще такое определение любви:
любовь – это чувство, испытываемое человеком, предусмотренное Богом для того, чтобы человек мог познать факт исхождения Духа Святого от Бога-Отца и Бога-Сына.

Существует еще третий вид любви – это обычная любовь между людьми, которую можно назвать дружеской любовью или братской любовью. Если второй вид любви – любовь мужа и жены – есть отражение любви Бога к человечеству в целом, то “братская” любовь является, по-видимому, отражением любви Бога к отдельному человеку и, наоборот, любви отдельного человека к Богу. Так как Бог любит человека, то и человек, образ Божий, также должен любить другого человека.

Слово “любовь” в нашем языке еще употребляется в отношении природы и животных. Мы говорим про “любовь к природе” и “любовь к животным”.

Однако чувство, которое мы называем “любовью к природе” не является, строго говоря, любовью, это, скорее, чувство подсознательного восхищения Божьим творением. Сам Бог, когда сотворил за 6 дней наш мир, на седьмой день обозревал свое творение и восхищался делом рук Своих. Естественно, это чувство восхищения Своим творением Он передал и человеку, являющимся Его образом.

Точно также, так называемая “любовь к животным” является, правильнее сказать, чувством умиления к Божьей твари.

Дмитрий Таланцев

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *