Учим ребенка вежливости

Всем родителям хочется, чтобы их дети были вежливыми и послушными. Но вежливости, как и всему остальному, ребенка надо учить с самого раннего возраста.

Главное в обучении ребенка премудростям вежливого общения – личный пример. Члены семьи – основные люди, чье поведение бессознательно копирует ребенок. Поэтому, если хотите, чтобы малыш рос вежливым и уважал других людей, вы сами в, первую очередь, должны соблюдать все правила, которые хотите ему привить.

Будьте вежливы не только «на людях», но и дома, в быту. Чаще говорите близким «спасибо» и «пожалуйста» даже ради самых незначительных просьб. Всегда извиняйтесь, если случайно толкнули или наступили на ногу. Желайте доброго утра и спокойной ночи. Простые приятные слова, окружающие ребенка каждый день, станут привычны ему, и он легко перенесет их в свой лексикон. Помните, что пассивный словарный запас формируется раньше активного, и поэтому вежливые слова должны звучать вокруг малыша с первых месяцев жизни.

Если хотите, чтобы ваше чадо не только знало «волшебные» слова, но и хорошо понимало их смысл, научилось уважать других людей, а не следовать только своим желания и интересам, демонстрируйте соответствующие отношения в семье. То, как общаются между собой родители, бабушки и тети, станет образцом поведения и с другими людьми.

Важно! Если ребенок начинает грубить или произносить «нехорошие» слова, прервите его и спокойным, но строгим тоном скажите, что у вас дома так не говорят и так себя не ведут. Скорее всего, он ведет себя так не со зла, а в очередной раз проверяет границы дозволенно, поэтому ругать за такое не надо, но пресечь и напомнить правила хорошего тона стоит.

Выходя с ребенком из дома, показывайте и рассказывайте, как нужно вести себя в общественных местах: в транспорте, магазине, поликлинике, на детском представлении, в кафе. Он должен понимать, что тут правила поведения строже, чем дома, так как вокруг много чужих людей. Нельзя бегать, громко кричать, пачкать грязными ботинками сиденья и окружающих, требовать, чтобы что-то купили или дали немедленно. Если малыш пока этого не усвоил и периодически норовит устроить истерику в магазине или возле кабинета врача, не ругайте его. Для начала попробуете спокойно поговорить, объяснить, почему именно так поступать нельзя, присев на корточки, чтобы не смотреть на него сверху вниз. Если такой вариант сразу не подействовал, лучше выведите ребенка из помещения, дождитесь пока он успокоится, и повторите беседу.

Важно! Никогда не ругайте и не поучайте ребенка при посторонних. Это будет для него не уроком, а настоящим унижением. В результате он с высокой долей вероятности начнет в подобной ситуации поступать назло, стараться «отомстить», и это будет шаг назад в его воспитании. Ваши инструменты – спокойствие и последовательность.

В первое время вам придется постоянно напоминать малышу, что нужно сказать в той или иной ситуации. Пообедали: «Что нужно сказать? – Спасибо!» Встретили знакомых: «Что нужно сказать при встрече? – Здравствуйте!» Кто-то чихнул: «Что нужно сказать? – Будьте здоровы!» и т.п. Ребенку будет приятно, что он знает правильные ответы на ваши вопросы, и скоро он привыкнет самостоятельно благодарить за гостинцы и прощаться при расставании.

Для закрепления полученных знаний и формирования навыка вежливого общения постоянно повторяйте их с ребенком на пример различных ситуаций. Вы можете проговаривать их в диалогах во время прогулок или разыгрывать сценки с игрушками, другими членами семьи, детьми на площадке. Давайте ребенку реализовать свои знания на практике: поблагодарить продавца после осуществления покупки, поздороваться и попрощаться с тетей, вежливо просить дать то, что он хочет. 

Важно! Всегда хвалите ребенка на этапе обучения, когда он верно употребляет «волшебные» слова или вежливо себя ведет. Причем похвала должна быть не абстрактной («Молодец!»), а конкретной, поясняющей, что именно было сделано правильно («Молодец, что уступил бабушке место!», «Умница, поздоровалась с тетей и сказала спасибо за подарок!»). 

Расскажите детям, что вежливостью намного легче добиться желаемого. Например, слово «пожалуйста» значительно увеличивает шансы на то, что просьба будет выполнена. Ребятам постарше, дошкольникам и школьникам, объясните, что вежливость – это внутренняя культура человека, умение не только говорить нужные слова в разных ситуациях, но уважительно общаться с другими людьми, принимать чужую точку зрения, находить компромиссы. Вежливым считается знание этикета – определенных норм и правил поведения в обществе. Не забудьте отметить, что эти нормы могут сильно различаться для людей, принадлежащих разным культурам и субкультурам. Конечно, полезно знать, как вести себя с различными группами людей, но для начала необходимо изучить правила поведения (писаные и неписаные) в семье, школе, родном городе/селе, своей стране.

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *