Зная, на каком языке любви ваши близкие понимают вашу любовь, вы сможете сделать их более счастливыми.
Второй язык – это похвала. Рассказывать о любви при помощи слов так естественно. Такие слова придают человеку уверенность, дают ему возможность почувствовать собственную значимость, дарят ему радость. Надо быть внимательными при похвале. Хвалить можно всё.
Например, дети играют в «Красавицу». Во дворе все мальчишки и только одна девочка, рыжая, лохматая. И взрослые не упускали случая сказать ей о её непривлекательности. Она плакала, а мальчишки окружали её и играли в «Красавицу». Говорили, что у неё волосы золотые, как солнце, а глаза голубые, как озёра и так далее до тех пор, пока глаза девочки не начинали блестеть от счастья, а на лице не появлялась улыбка.
Но если хвалить детей слишком часто, они так привыкают к этому, что за малейшее действие требуют похвалы, если её не слышат, то начинают беспокоиться о том, что неправильно что-то сделали. Кроме того, похвала должна быть обоснованной. Если человек потерпел неудачу, а вы его хвалите, он вам не поверит. Похвала должна быть искренней. Вам правда должно нравиться то, что вы хвалите.
Вообще же ободряющие слова необходимы маленькому человеку, с их помощью вы показываете ему, что этот поступок правильный, так поступать благородно, ему важно ваше мнение, когда он только входит в этот мир, только знакомится с ним. Помните: если родители не стали для ребёнка авторитетом, он найдёт других наставников. Но чаще родители воспринимают наставления как запреты. Это неверно. Конечно, без запретов не обойтись, как и без похвалы, и без разговоров «по душам».
Никогда не следует кричать на человека с языком любви «похвала» и обзывать его, это слишком сильно ранит его душу. Даже в минуты сильного гнева и отчаяния необходимо помнить, что человек не всегда осознаёт то, что делает.
Ребёнок не понимает, что в гневе родители говорят вовсе не то, что думают, ему кажется, что именно сейчас вы проявили свои истинные чувства, а до этого только притворялись. Одно ваше оскорбление может разрушить хрупкий внутренний мир ребёнка. Надо стараться сдерживать гнев, это плохое чувство, оно несёт разрушение и боль. Если чувства сильны, лучше не начинать разговор с ребёнком, лучше отвлечься, успокоиться.
Даже если есть в душе очень сильное недовольство ребёнком, можно сказать об этом с любовью. Никогда не надо использовать любовь, чтобы добиться чего-то. Выражения типа: «Я тебя люблю, сделай для меня…» или «Я тебя люблю, а ты…» – никогда не следует применять. Так же не следует критиковать ребёнка, потому что он сделал это уже сам. Если сложно оценить своё поведение, можно спросить у окружающих или самого ребёнка, насколько вы с ним грубы. И не надо забывать извиняться, для таких людей извинения очень много значат.
Если ребёнок понимает только слова похвалы, а родители не обрели дара говорить комплименты, можно посоветовать следующее: заведите себе книжку, в которую вы будете записывать любые слова похвалы, услышанные вами от других лиц. Говорите ребёнку такие слова, по меньшей мере, трижды день. Чем больше вы это делаете, тем легче вам будет их произносить.
И напоследок одна история, описанная доктором Чепменом, которая покажет важность похвалы в жизни человека.
Однажды одна учительница из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные она обработала результаты и в понедельник раздала каждому ученику листок, на котором перечислила все то хорошее, что заметили в нем одноклассники.
Ребята читали; то тут, то там слышался шепот: «Неужели это все обо мне? Я и не знал, что меня так любят». Они не обсуждали результаты в классе, но учительница знала: она достигла цели. Ее ученики поверили в себя.
Через несколько лет один из этих ребят, Марк Экланд, погиб во Вьетнаме. Его хоронили на родине, в Миннесоте. С Марком пришли проститься друзья, бывшие одноклассники, учителя. На поминках его отец подошел к учительнице математики: «Я хочу показать вам кое-что, — из бумажника он достал сложенный вчетверо, потертый на сгибах листок. Было видно, что его много раз читали и перечитывали. — Это нашли в вещах Марка. Он не расставался с ним. Узнаёте?» Он протянул бумагу ей. Это был список положительных качеств, которые заметили в Марке одноклассники.
— Большое вам спасибо, — сказала мать Марка. — Наш сын так этим дорожил.
И тут случилось удивительное: один за другим одноклассники Марка доставали такие же листки. Многие всегда держали их при себе, в бумажниках. Кто-то даже хранил свой в семейном альбоме. Один из них сказал: «Мы все сохранили эти списки. Разве можно такое выбросить?»