Согласно выводам современных психологов, есть три основных варианта отношения родителей к ребенку.
Вариант первый – это любовь безусловная, принимающая ребенка таким, каков он есть, любящая за то, что он есть, за сам факт его рождения и присутствия рядом. Это не значит, что любовь такая бывает гладкой и без ссор, просто концепция в этих отношениях такая: любят не за что-то, а просто так. И поддержку, тепло ребенок чувствует всегда, вне зависимости от того, какой он. Понятно, что за плохие поступки его не похвалят родители, любящие такой любовью, но они осудят поступок, а не самого ребенка. И когда ребенок станет взрослым – его поддержат в любой ситуации, а не только в случае, если он оправдает все ожидания и вложенные труды.
Второй вариант – любовь «с условием». Родители любят и демонстрируют ребенку свою любовь, только если тот умен, силен, хорош, оправдывает их ожидания, идет по правильному жизненному пути и так далее. А вот если нет – происходит неприятие. Причем оно бывает вызвано не обязательно плохим поведением ребенка, а вот именно тем, что он исправить не волен, но в чем не соответствует ожиданиям родителя:
– толст, неуклюж;
– похож на нелюбимого (или бывшего супруга);
– родилась девочка, когда ждали мальчика;
– рождение ребенка стоило здоровья и/или красоты его матери;
– рождение ребенка внесло разлад в отношения родителей или даже спровоцировало развод – вариантов масса.
Рано или поздно при таком отношении возникает отчуждение ребенка и родителя, это неизбежно. Даже если у ребенка хватит доброты и врожденной мудрости это не показывать открыто, сам себя он вряд ли будет обманывать. Но чаще всего все проявляется уже в подростковом возрасте, когда гормоны срывают крышу и ребенка тянет на правду-матку.
Ну и третий – наименее благополучный сценарий – это просто Не-любовь. Тут два полюса: от жестокого обращения до тотального равнодушия, но это не спутаешь ни с чем. Причин для такого поведения у родителей немало: это и инфантилизм, и эгоизм, и жестокость, и неразвитость родительских чувств… Но, каковы бы ни были причины, ребенок это чувствует совершенно точно.
А модели, принятые в родительской семье, переходят, как правило, и в семью самого ребенка, когда он вырастет и сам станет родителем. Когда ребенок познает окружающую действительность, то начинает с близкого и хорошо знакомого – с семьи. Он смотрит на поведение отца и матери, и для него это поведение становится примером. Если родители (самые значимые и авторитетные люди!) ведут себя определенным образом, значит, это и есть правильно – такова детская логика. И уже в раннем возрасте ребенок во время игры проецирует и опробует свои знания: обратите внимание, с какими знакомыми интонациями дети «воспитывают» своих кукол и мишек.
От того, какой мы увидели жизнь в детстве, зависит очень многое в будущем. Конечно же, не всё. Но – много. Модели поведения, усвоенные в детстве, это чрезвычайно крепкая и устойчивая вещь. Фокус в том, что люди, усвоив в детстве «порочную» модель, знают, как НЕ надо, но вот КАК НАДО – они не знают. Пусть даже понимают – умом, – но просто нет опыта построения нормальных отношений, нет опыта нормальных реакций.
И если даже такой человек старается идти наперекор семейным стереотипам и «воспитывать своих детей совсем по-другому», то в критических ситуациях проклевывается пусть и неприемлемая, но единственно знакомая моделька… Однако стереотип сломать все-таки реально. Если только действительно захотеть перемен, а не бездумно плыть по течению судьбы.
Поэтому есть смысл сделать над собой усилие и проанализировать, не нагружаем ли мы все поколения своих потомков тяжелым багажом не-любви и недо-любви.
А задуматься – это уже полдела. Удачи!