Воспитание детей. Как не повторять родительские ошибки?: Часть 2. Взгляд на проблемы глазами ребенка

Не повторять родительские ошибки и просто, и сложно. Если вы замечаете неадекватность собственных реакций на поведение ребенка, и чем раньше по времени, тем лучше — это уже хороший знак.

Взгляд на ситуацию глазами ребенка

Не обвиняйте себя. Но признайте и примите проблему: да, я так поступила.

Задайте вопрос: «Почему это со мной произошло?» (несдержанность, крик, насилие над ребенком в формате рукоприкладства). Обратитесь за помощью к специалисту. Необходимо выяснить, что стало причиной вашего эмоционального реагирования на поведение ребенка, кроме, разумеется, «родительской усталости», ведь все мы иногда устаем и нуждаемся в отдыхе и пополнении энергии (сил, стрессоустойчивости).

Необходимо сосредоточиться, возможно, уединиться вместе с альбомом старых фотографий (иллюстрации, как в целом визуализация, помогают эмоциям) и вспомнить истории из вашего детства — собственное небезупречное поведение и реакции ваших родителей на него. Вспомнить то, что вы сами чувствовали в похожих обстоятельствах, когда вас наказывали родители. Вы чувствовали незаслуженность или избыточность такого наказания. И это становилось началом или продолжением охлаждения ваших детско-родительских отношений.

Таким образом, в доступной форме вы встаете на место своего ребенка и лучше понимаете его мысли, обиды, надежды, психические реакции. А понимание — уже шаг к решению проблемы. Это условно называется проработать гештальт, или «вылечить внутреннего ребенка», а некоторые, особо одаренные фантазией личности называют это — «изгнать моих тараканов».

Такой доступный метод своевременно помогает спасти ситуацию с взаимным доверием в семье и увидеть ребенка без эмоционального «налета негодования», то есть более объективно. Польза способа и в том, что это, пусть сложный и не быстрый, процесс работы над собой, а не попытка изменить другую личность — в данном случае вашего ребенка.

Планирование реакций

Чтобы обезопасить себя от повторения родительских ошибок или самим лучше взаимодействовать с ребенком на основе более полного его понимания, рекомендуется изучать когнитивно-поведенческую терапию, так называемый КПТ-подход. Это поможет продумать ваше поведение — как реакции на небезупречные действия детей — заранее.

Имея план, вы почувствуете себя более устойчиво, спокойно, эмоционально-гармонично и уверенно. Практически: заранее продумайте то, как будете действовать и что говорить ребенку в следующий раз, при повторении ситуации. А также при возможном изменении, трансформации ситуации — в вариантах развития событий.

Женский уклон

Стоит напомнить о важности гармоничного воспитания детей в полной семье. Несмотря на то что по российским законам нет дискриминации по гендерному признаку и дееспособные личности «все равны», по признанию адвокатов, в судах отношение к противоправным поступкам женщины более мягкое. Обосновывают это «особенностями психики женщины» и — когда есть — наличием у нее несовершеннолетних детей. То есть женщине назначают наказание более мягкое при прочих равных условиях. Также в России нет тюрем строгого режима для женщин.

Все это можно обосновать аргументами и ими же оправдать. Тем не менее роли родителей в воспитании детей не всегда равны, и есть случаи, когда женщины паразитируют на этом.

В воспитании детей желательно стремиться к гармонии — мужской пример в семье крайне важен, и не только для мальчика. Если манкировать этим вопросом как неважным или неудобным женщине, предоставить детям одностороннее «женское воспитание» или наиболее популярный вариант — дать несколько сменяемых примеров через поиск субъективно более подходящего мужчины, потомки безусловно повторяют и родительские ошибки.

Полезные практики и решения

Для успокоительных процедур существует много практик — от дыхательных упражнений до отложенного разговора с ребенком. Чтобы правильно ориентировать ребенка на конструктивное поведение и притом с сохранения вашего авторитета и взаимного доверия, используйте те приемы и методы, достижения результата от которых хочет получить сам ребенок. То есть постоянно анализируйте ситуацию его глазами.

К примеру, ориентируйте ребенка на результат, предложив ясные цели и предсказуемое вознаграждение. Кстати, именно этой концепцией объясняется «привязывание» и зависимость от релаксационных практик и игр, в том числе компьютерных. Мы их не рекламируем, но общее в них для пользователей то же: четкое целеполагание и мотивация к вознаграждению, формы которого могут быть разными.

Чтобы ввести свои улучшенные эмоциональные реакцию в привычку, потребуется не один случай и не одна ситуация. Тут снова важен пример из воспитательной педагогики — повторение опыта. Так можно изменить свое поведение в отношении ребенка и частично освободиться от паттерна поведения, полученного вами от собственных родителей.

Понятно, что в подобных ситуациях очень много деталей, нюансов, и случается, когда на детей необходимо воздействовать «суровыми» педагогическими методами, чтобы оградить их от будущих ошибок (основное родительское оправдание — аргументация перед детьми). Но все же даже суровые родительские реакции можно осуществлять корректно, вспоминая и собственное несовершенство. Давайте помнить, что перед нами еще ребенок.

Один из способов правильного и условно безопасного для доверительных отношений влияния на ребенка с субъективно воспринимаемым вами девиантным (отклоняющимся от условной, выгодной вам нормы) поведением — способ «гамбургера», или «двойного бутерброда». Когда критику прячут между двумя «булками» — похвалы и постановки новых задач.

dvorec.ru

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *