Только вчера ваш ребёнок был малышом, излучающим радость. Или, как утверждают психологи, жил в периоде беззаботного сангвинистического темперамента. И вся жизнь для него – игра. Бесконечность. Бессмертие. А под рукой всегда те, кто поймёт, поможет, уладит: мамочка, папочка, бабушка, дедушка, няня.
Завтра он уже – школьник. И это не просто сменил здание детского сада на здание школы. Это вошёл в другую – сориентированную на социальные ценности – жизнь. И всё в этой жизни – ответственность, дисциплина, усердие, способность делиться с соседом – или соседкой – по парте, превратить неудачу в победу… Словом, всё в этой новой жизни потребует от нашего малыша непростого – подчас драматичного – напряжения.
И тем более драматичного, что сама наша жизнь, как говорят духовные практики, «вошла в стадию финиша». То есть переживает крушение всех своих организмов. Рушатся экономики, общества, ценности. Человечество напрочь теряет былую уверенность в том, что хорошо, а что плохо. Сама природа, вразумляя его, разражается невиданными катаклизмами: наводнения, пожары, землетрясения, ураганы, болезни, таянье арктических ледников, бесконечные локальные катастрофы. Войны, террор, жестокость, агрессия, ненависть.
В таком мире человеку не на что опереться. Только на самого себя. Задача – неразрешимая для детских душевных сил. И, конечно, любящему родителю самое время всерьёз подумать, чем можно помочь своему малышу.
На простые решения в таком архисложном деле даже не стоит надеяться. Попробуем выделить наиболее уязвимую точку детской психики – страх.
О детских страхах психологическая наука написала тьмы фолиантов, провела миллион исследований, создала тысячи самых разных теорий. Страх – наиболее мощный фактор в становлении личности. Самый коварный враг творчества. И, даже если ребёнок растёт в нормальной семье, но родители имели привычку время от времени укорять его: «ты глупый», «ты неумёха», «ты просто неисправимый лгун», «у тебя не руки, а крюки», то даже такие, вроде, невинные фразы, породили в душе ребёнка чувство ущербности, страх перед любым самостоятельным поступком, неуверенность в собственных силах. Такая личность, утверждают психологи, способна реализовать себя не более, чем на 10%.
Вы желаете подобной участи своему малышу? Нет?! Тогда за работу! Начинаем – с себя.
Один на один с собой, лучше ночью – реалистично и вдумчиво – пролистайте жизнь своего ребёнка. От первого крика при родах (каким он был этот крик: победительно-торжествующий или похожий на слабый стон?) до вот этого вечера, когда, пожелав вам спокойной ночи, ваш малыш – радостно побежал? уныло поплёлся? – к своей постели.
Постарайтесь и вспомните всё! Как развивался ребёнок, чем болел, как учился читать, робкий он или забияка, смышленый или не очень, увлечённо играет с ровесниками или любит тихие одинокие игры. Вспоминайте. Оценивайте. Анализируйте. Не жалейте усилий. Расширьте эту работу. Грамотно изучите гороскоп своего малыша. Особенно редкостный – египетский – гороскоп, освещающий тёмную сторону личности. Взвесьте слабые и сильные стороны своего любимого чада. Обдумайте их без сюсюканья, трезво, реально, строго. Не бойтесь признать собственные ошибки и их последствия. Проследите логику в развитии характера своего ребёнка. Выделите его уязвимые точки.
Увидьте в своём малыше не игрушку, не спасение от одиночества, а – личность. Уникальное произведение природы. Отдельный от вас человеческий феномен. Из которого ни вы, ни будущий педагог не имеете права лепить дубликат своей личности. Тем более делать это – насильно. Подавляя внутренний мир ребёнка.
Проделав эту работу, прикинем тактику своих воспитательных мер. Сведётся она к одному: укрепить чувство собственного достоинства ребёнка и бесстрашия перед жизнью. Возможностей в этой работе – тьма.
Можно начать с простого. За вечерним чаем или прогулкой с любимым псом расскажите ребёнку о собственной школе. О первой учительнице. О первой своей неудаче или победе. Внедряйте в сознание малыша модель человеческих качеств, побеждающих большие и маленькие неудачи. Но! Не будьте навязчивы и многословны. Помните: ваш ребёнок умён и чуток. Не превращайте воспоминания в нравоучения. Наоборот! Вспоминайте себя ребёнком, погружайтесь с сыном или дочуркой в этот общий для вас – детский мир.
А можно ещё в ближайшее воскресенье пригласить малыша посетить его школу. Сделайте это! Покажите ребёнку будущий класс. Туалет. Объясните правила школьной жизни. Вспомните своих школьных друзей. Как они выручали вас. И как вы выручали их. Скажите доброе слово о школьной – пожизненной – дружбе. Заодно посоветуйтесь с будущим первоклассником, какой ранец, тетради, ручки он хотел бы купить. Пойдите с ним в магазин и вместе купите это богатство. Помните! В этих прогулках, покупках, общении с вами ребёнок должен усвоить две вещи. Труднейшие для психики малыша: о свободе личного мнения и границах личной свободы.
Ещё один важный момент: помогите ребёнку выбрать героя. Причём не героя американских фильмов, ублюдка, вооружённого до зубов. Возьмите, к примеру, Данилу из сказок Бажова. С его совестливостью, любовью к родному краю и любимому ремеслу… Почитайте ребёнку другие хорошие книги. Взволнуйте его впечатлительность. Разбередите мечты. Бросьте в сердце искру отваги. Хороший герой – великая помощь в созревании лучших душевных сил человека.
И – самое важное. Грянет первое сентября, ребёнок вскинет на плечи купленный с вами ранец, похлопайте его по плечу, улыбнитесь, скажите простые слова: «Я верю в тебя! Вперёд, мой герой!»
И пусть вот эта минута искренней веры в ребёнка останется между вами пожизненным ориентиром!