Трехлетние малыши постоянно стремятся к самостоятельности. Одна из самых распространенных фраз ребенка этого возраста «Я – сам!». Иногда порывы малыша самому обуть ботиночки или помыть чашку раздражают взрослых. Ведь пока он все делает медленно, а родители вечно куда-то торопятся.
Если постоянно останавливать кроху, не давать ему возможности самостоятельно действовать, то он неизбежно начнет думать, что ему совсем не нужно (или даже нельзя) что-то делать самому. Стремление к самообслуживанию и желание помогать взрослым постепенно пропадет.
Чтобы такого не случилось, уже в трехлетнем возрасте необходимо прививать навыки самостоятельного действия. Более того: родители должны направлять ребенка, обучать его действовать правильно. Как же это сделать? В игре. А игрой для малыша является не только катание машинки или переодевание куклы, но и помощь маме в приготовлении ужина и уход за домашним питомцем. Рассмотрим несколько игр, направленных на приобретение трехлетним ребенком практических навыков.
«Кроватка»
Учим ребенка заправлять свою постель. Эта игра воспитывает в ребенке аккуратность и самостоятельность. Чтобы малыш сам захотел участвовать в процессе, скажите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы убирать кроватку по утрам. Не заставляйте ребенка заправлять кровать в одиночку, пусть он выполняет только посильную для него работу (например, расправляет покрывало).
Для того, чтобы кроха запомнил последовательность действий, сопровождайте уборку кровати подходящим стишком. Если не хотите ничего придумывать, воспользуйтесь этим:
Утро наступило, нам пора вставать!
Прежде, чем умыться, уберем кровать:
Ровно, аккуратно сложим одеяло,
И потом расстелим сверху покрывало.
А затем, расправив все четыре ушка,
Ляжет на кроватку мягкая подушка.
– Мам, сегодня вечером я не лягу спать,
Красоту кроватную не хочу ломать!
Проводите это занятие каждое утро, пока у ребенка не выработается привычка убирать кровать ежедневно.
«Веселый поваренок»
Это полезное занятие не только воспитывает в малыше стремление помогать старшим, но и развивает моторику рук, координацию, умение рассчитывать свои силы и сравнивать размеры.
Для игры приготовьте: фартуки для себя и ребенка, муку, тесто, начинку для пирожков, противень и две чайные ложечки.
Если малыш еще не проявлял интереса к вашим кулинарным делам, прочитайте ему сказку о Красной шапочке. После этого объявите, что собираетесь печь пирожки для бабушки, как в сказке.
Присыпьте стол и ладони мукой, чтобы тесто ни прилипало. Предложите ребенку проделать те же действия. Отделите два кусочка теста (для себя и для него). После этого медленно растяните свой кусочек в лепешку. Малыш должен хорошо видеть все ваши действия. Если он расстраивается из-за того, что у него не получается такая ровная и аккуратная лепешка, как у вас, подбодрите его и немного помогите.
Готовые лепешки положите на стол. Покажите, как с помощью чайной ложки выкладывать начинку в центр лепешки. Когда малыш проделает это действие (под вашим руководством), научите его защипывать края пирожка. Уложите готовые пирожки швом вниз на противень. Если ребенок захочет это сделать сам – позвольте ему.
Когда будете подавать испеченные пирожки к столу, обязательно подчеркните, что малыш испек их сам.
«Где живет игрушка?»
Эта игра поможет приучить ребенка к тому, что все игрушки должны лежать на своих местах. Начните с уборки одной игрушки, потом добавляйте и другие. Постепенно малыш запомнит расположение предметов и будет убирать их на место сам.
Если он забудет или откажется убрать какую-нибудь игрушку в ее «домик», незаметно спрячьте ее. Чуть позже спросите, где эта игрушка. Малыш начнет ее искать и не найдет. Тогда расскажите ему небольшую сказочку…
«Жила-была девочка Катя. Была у нее любимая кукла Маша и медвежонок Плюш. Как-то раз поиграла Катя с игрушками и забыла их убрать на свое место. Лежала красавица Маша на полу, тут вошел папа и случайно оттолкнул ее ногой. Маша была очень маленькой и легкой куколкой, поэтому незаметно улетела под шкаф. Медвежонок Плюш валялся на диване, на который села мама. Она немножко поворчала на Катю за то, что та разбросала игрушки, и поставила медвежонка на полочку. Медвежонок заплакал оттого, что это была не его полочка, а он очень хотел на свое место. И кукла Маша тихонько заплакала на холодном полу под шкафом.
Катя не услышала ни несчастного Плюша, ни потерянную Машу. Наступило утро. Девочка проснулась и хотела пожелать своим любимцам доброго утра, но не нашла их на том месте, где они обычно отдыхают. Теперь пришла ее очередь плакать. Катя плакала громко и горько, но ничего не могла поделать. Игрушки пропали. Потом мама пожалела Катю и нашла ее любимых куклу и медвежонка, но игрушки обиделись на свою хозяйку и больше не хотели с ней играть».
В ходе обсуждения сказки ребенок должен прийти к выводу, что игрушки надо убирать на место. Во время уборки, постоянно интересуйтесь, где какая игрушка должна лежать, где ее «домик».
В трехлетнем возрасте малыш уже чувствует себя личностью и имеет собственное мнение. Родителям следует принять эти изменения и давать ребенку возможность выбора и самостоятельных действий. Считайтесь с его мнением, но направляйте действия в правильном направлении. И тогда малыш обязательно будет помогать вам!