Вундеркинды – это чудо-дети, удивляющие обывателей своими необыкновенными способностями – так пишет о них энциклопедия. Как правило, они поражают своей изумительной одарённостью в раннем детстве. И, действительно, раннее проявление умственных способностей может быть предвестником особого таланта. Если ребёнок в три года научился самостоятельно читать, как академик И. Виноградов, или примерно в этом же возрасте освоил правила шахматной игры, как Хосе Рауль Капабланка, можно ожидать, что, повзрослев, он добьётся выдающегося успеха.
Однако в некоторых случаях необыкновенные умственные способности могут оказаться явлением временным, преходящим. Случается так, что ребёнок взрослеет и теряет свои удивительные детские возможности. Особенно часто это происходит, когда малыш необычно быстро овладевает речью и разговаривает как взрослый. По мере взросления речевая активность может ослабевать, и сверстники, как правило, догоняют такого «вундеркинда». Ранняя речь (до годика) может свидетельствовать также о том, что развитие мозга сильно опережает общее развитие, и это очень опасно, так как детский организм может не справиться с этой патологией.
Иногда дети уже в дошкольном возрасте проявляют удивительную изобретательность, но в дальнейшем у них может проявиться односторонность умственных возможностей. То же самое происходит и при особых способностях в математических вычислениях. Этот ранний интерес к счёту в уме может быстро угаснуть, являясь эпизодом возрастного развития, а может и остаться, как например у Эммануила Ласкера, ставшего доктором математики и чемпионом мира по шахматам.
Необыкновенная умственная активность пятилетнего малыша не даёт никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем. Поэтому, дорогие родители, не обольщайтесь ранними успехами – спускаться с пьедестала тяжелее, чем подниматься. Знаете, что говорил Лев Николаевич Толстой о вундеркиндах: «Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! … Пускай наперёд вырастут и окрепнут, и докажут, что они не простой фейерверк!».
Однако любые ранние проявления таланта надо принимать всерьёз, вот только форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребёнка, его здоровью. Можно согласиться с утверждениями некоторых учёных психологов, что выражения «вундеркинды», «одарённые дети» и даже «очень талантливые ученики» – весьма условны, так как предварительно проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. И всё же у многих детей с ранним проявлением одарённости умственные достоинства сохраняются и в дальнейшем приумножаются.
Конечно, дорогие родители, относиться с безразличием к проявлениям таланта тоже нельзя, надо поддерживать и укреплять детскую одарённость. И не забывайте, что развитие способностей зависит от обучения и воспитания. Очень важным для развития одарённости является высокая требовательность к себе, связанная с самокритичностью. Требовательность к себе заставляет экспериментировать, мобилизовать внутренние возможности, формировать новые качества и знания. Помогайте своему вундеркинду, но не торопитесь делать прогнозы и помните о недопустимости перегрузок и переутомления, ведь они напрямую связаны со здоровьем ребёнка.
Человеческий опыт показывает, что наиболее перспективно такое развитие интеллекта, которое несёт в себе направленность и сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определённому виду деятельности. Очень важно знать, к чему обнаружены способности, и помнить, что у некоторых детей выбор специальности может оказаться неудачным, а при несоответствии склонностей и профессии не происходит, как правило, расцвета таланта.
Иногда сами родители из-за неправильных авторитарных установок могут стать виновниками подавления способностей у своих детей. Очень часто это происходит в тех случаях, когда им не нравится предмет, которым увлекается ребёнок. Важно всегда помнить, дорогие родители, что разностороннее развитие при наличии определённых природных данных является основным условием расцвета таланта и гениальности, и даже при отсутствии ярко выраженных природных данных оно обеспечивает достижение в избранной деятельности высоких результатов.
Высокоталантливые люди, как правило, отличаются многосторонностью развития и разносторонностью деятельности, и творческие биографии многих знаменитостей (Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова, Менделеева) это подтверждают. Случается, что ярко одарённый человек до самых зрелых лет ищет своё призвание – может не определиться в школьном возрасте область занятий, в которой способный ученик мог бы проявить себя и добиться творческих достижений. Ранняя специализация не всегда благо – и может талант остаться лишь возможностью…
И всё-таки очень многие выдающиеся люди проявили незаурядные способности уже в детстве: Александр Грибоедов, например, в одиннадцать лет поступил в Московский университет, а в пятнадцать закончил сразу два отделения: словесное и юридическое. Одарённость многих детей с ранним проявлением таланта выдерживает испытание временем. Отнеситесь к проявлению одарённости своих детей со вниманием, берегите их и постарайтесь не навредить при обучении и воспитании.